Сибирские огни, 1978, № 12
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 145 Более того, «внуки» языческих божеств — это сами языческие божества. Действи тельно, порождая все феномены мира, божества-абсолюты тем самым проявляют се бя в мире. Стрибо.г проявляет себя в образе ветра, Даждьбог — в образе солнца, Перун в образе грома и молнии. Стало быть, Стрибог — это ветер, Д аждьбог — это солнце, Перун — это гром и молния. М одель языческой вселенной можно проиллюстрировать примером из русского бы левого эпоса. На пиру у князя Владимира жена богатыря Дуная Настасья-королевична говорит, что она стреляет из лука лучше, чем ее муж. Дунай приходит в ярость, вызывает На стасью на состязание и, проигрывая, направляет стрелу прямо ей в сердце. Настасья просит о пощаде, предупреждает, что она беременна. Но Дунай, «на эти речи не взи- раючисья, убивает ее. Чтобы проверить слова жены, он пластает ей чрево и видит за чатого отрока. В горечи Дунай бросается на острие меча. «Где пала Дунаева головуш ка,— говорится в былине,— потекла речка Дунай-река». Дунай — мифологический герой, возможно, божество. Однако в этой своей ипостаси он существует только в ирреальном мире. Для того же чтобы проявить себя в реальном мире, Дунай должен воплотиться в каком-либо образе этого реального ми ра, например, в образе реки («Дунай, вообще говоря,— «вода, река»). Река, будучи проявлением Дуная в реальном мире,— сам Дунай, но вместе с тем она и «внук» Дуная, ибо своим воплощением в ее образе Дунай порождает некий ранее не суще ствовавший феномен мира. М ы не знаем древнерусских мифологических сюжетов о происхождении солнца, луны, ветров и прочего, но, по-видимому, механизм их возникновения принципиально не отличается от вышеописанного. Этот механизм является общим для всей языческой вселенной — «того они все богы прозваша: солнце и месяць, землю и воду, и звери и гади». Итак, Даждьбожий внук — это солнце, солнце как воплощение божества Даждь. Теперь вспомним, что автор «Слова» изображает борьбу русских с половцами как борьбу света и тьмы («на реце на Каяле тьма светъ покрыла»), называет русских кня зей «солнцами» («два солнца померкоста», «чръныя тучя съ моря идутъ, хотятъ при- крыти 4 солнца»), и нам станет понятно, что упоминаемый в поэме Даждьбожий внук принадлежит к тому же строю «световых» образов, то есть перед нами метафора, вы ражающая русский народ через те же солнце и свет. Впрочем, что значит метафора? В изображении автора «Слова» русский народ — такое же воплощение света, как и само солнце. Чтобы уяснить природу этого явления, вновь обратимся к былине о Дунае. Мифологическое существо Дунай выражает себя в реальном мире не только в образе реки, но и в образе человека — из утробы мертвой Настасьи, как сообщает былина, «выскочил удал молодец», сын Дуная. Если бы былинный сюжет продолжил ся, мы, несомненно, увидели бы этого «удала молодца» родоначальником человече ского племени, которое именовало бы себя «внуком» Дуная и поклонялось реке как объекту, родственному ему по крови. Отражая древний мифологический сюжет, былина рисует космос как неразрывное единство природы и человека. Человек и природа (в данном случае — река) не изо лированы д руг от друга,— родство их в том-то и состоит, что оба этих феномена — природа и человек — представляют собой лишь две части единого мирового тела, лишь две формы проявления единой мировой сущности. И вот здесь мы вплотную подходим к ответу на вопрос, почему все феномены мира (солнце, ветры, река, человек) называются «внуками» божеств. Дело в том, что сами по себе божества доматериальны. Что такое Даждь? Это — абсолют, известный почти всем религиям, это, как мы уже говорили,— просто бог. Даждь (бог, абсо лют) порождает единую мировую сущность — свет. Свет заполняет собой вселенную и, проявляясь в образах природы и человека, порождает все живое и неживое. Сле довательно, природа и человек являются не «сыновьями» божества, но именно «внуками». Даждь, предшествуя материальному миру, подобен новозаветному Слову: Ю Сибирские огни № 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2