Сибирские огни, 1978, № 12

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Геннадий Карпунин ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 6 Дважды упоминается в «Слове» Даждьбожий внук: «Тогда, при Олзе Гориславличи, сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась»; и — «Въстала обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступилъ девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синемъ море у Дону; плещучи, убуди ж ирня вре­ мена». Комментаторы, сообщая, что под внуком Даждьбога имеется в виду русский на­ род, ссылаются обычно на приписку к псковскому Апостолу 1307 года: «При сихъ кня- зехъ сеяшется и ростяше усобицами, гыняше жизнь наша, въ князехъ которы и веци скоротишася человекомъ». < Приписка — аргумент, разумеется, убедительный, однако она дает только общий, «переводной», смысл («жизнь Даждьбожа внука» — «жизнь наша») и отнюдь не объ­ ясняет главного — художественной природы образа. В самом деле, по какой ассоциации автор поэмы называет русский народ «вну­ ком Даждьбога», и почему он называет русский народ «внуком Даждьбога», а не своим прямым именем? Будем рассуждать следующим образом. В «Слове о полку Игореве» называется целый ряд «внуков» древних языческих божеств: Велесов внук, Даждьбожий внук, Стрибожьи внуки и, как было сказано вы­ ше, Троянов внук. На основании авторских пояснений — «се ветри, Стрибожи внуци», «вещей Бояне, Велесовь внуче», «Игореви, того (Трояна) внуку» — мы устанавливаем, что Стрибог был богом ветров, Велес — богом поэзии, а Троян — богом войны. Даждьбожий внук в тексте поэмы не поясняется, однако, располагая информаци­ ей о Даждьбоге как о боге солнца («солнце, его же наричуть Даждьбог»,— говорится в летописи), можно, по-видимому, решить и обратную задачу — установить личность «внука» этого божества. Аналогия со Стрибогом (Стрибог — бог ветров, Срибожьи внуки ветры) подсказывает, что, поскольку Даждьбог — бог солнца, то «внук» 'этого божества — солнце. Собственно, мы приходим к выводу, что «внуки» языческих божеств есть те са­ мые предметы, божествами которых являются данные божества. В этом нет ничего удивительного: любая мифология описывает мир как сотворенный или порожденный богами. Что такое ветры? Это — внуки Стрибога. Что такое солнце? Это — внук Даждь­ бога. Что такое гром и молния? Это — внуки Перуна. Окончание. Начало в №№ 10. 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2