Сибирские огни, 1978, № 12
СЛОМЛЕННАЯ ИЗ Вчера вечером, когда Морис пришел домой, я сидела в общей ком нате в халате, не зажигая света. Было воскресенье. Я встала во второй половине дня, съела ветчины и выпила коньяку. А потом все сидела, пе режевывая одни и те же мысли, которые постоянно вертятся в моем моз гу. Перед его приходом я приняла успокоительное и снова уселась в кресло. Включить свет мне даже не пришло в голову. — Что ты делаешь? Почему не зажигаешь свет? — А зачем? Он журил меня ласково, но сквозь эту ласку проскальзывало раз дражение. Почему я не встречаюсь с друзьями? Почему не пошла в ки но'?-Он назвал мне пять фильмов, которые следовало бы посмотреть. Но это невозможно. Было время, когда я могла одна ходить в кино, в театр. Но тогда я не была одна. Он всегда был тут — во мне и вокруг меня. Те перь, когда я одна, я говорю себе: «Я одна». И мне страшно. — Ты не можешь так продолжать дальше,— сказал он. — Что продолжать? — Не есть, не одеваться, погрести себя в этой квартире. — А почему? — Ты заболеешь. Или повредишься в уме. Я не могу помочь тебе, потому что причина во мне. Но умоляю, пойди к психиатру. Я отказалась. Он настаивал. В конце концов он вышел из себя: —- Как ты думаешь найти выход? Ты ничего для этого не делаешь. — Выход из чего? — Из этого маразма. Можно подумать, ты нарочно так опустилась. Он заперся у себя в кабинете. Думает, это я так шантажирую его своим несчастьем, желая напугать и не дать уйти. Возможно, он прав. Разве я знаю, кто я? Быть может, кто-то вроде вампира, живущего за счет жизни других: Мориса, наших дочерей, всех этих бедных «бездом ных собак», которым будто бы приходила на помощь. Эгоистка, отказы вающаяся выпустить из рук добычу, которая ей не принадлежит. Пью, опускаюсь, довожу себя до болезни с тайным намерением разжалобить его. Вся насквозь фальшивая, испорченная до мозга костей, комедиант ка, играющая на его добрых чувствах. Мне следует сказать: «Живи с Ноэли. Будь счастлив без меня». Но я не могу. ...Как-то мне приснилось, что на мне небесно-голубое платье, а кру гом голубое-голубое небо. ...Его улыбки, взгляды, слова — не могли же они исчезнуть. Они ви тают в воздухе нашей квартиры. Я часто слышу их. Голос отчетливо шеп чет мне на ухо: «Моя маленькая, дорогая, мой милый...» Взгляды, улыб ки — надо поймать их на лету, неожиданно приложить к лицу Мориса и все станет как прежде. ...Мне страшно. «Когда упадешь так низко, не остается ничего другого, как поднять ся» _ говорит Мари Ламбер. Какая глупость! Всегда можно упасть еще ниже. И еще. И еще. Дна нет. Она говорит так, чтобы отделаться от ме ня. Я ей осточертела. Я им всем осточертела. Трагедии хороши лишь на минуту. Они привлекают внимание, возбуждают интерес лишь до тех пор, пока не нарушают вашего морального комфорта. А потом все начи нает повторяться — одно и то же, одно и то же и становится неснос ным. Это стало несносно даже мне. Изабель, Диана, Колетта, Мари Лам бер — все уже сыты по горло. А Морис... Один человек потерял свою тень. Не помню, что с ним было дальше, но это было ужасно. Я потеряла свое отражение. Я всматривалась в не го не часто, но где-то там, на заднем плане, оно всегда присутствовало - такое, каким я его видела в глазах Мориса. Прямая, правдивая женщи- 8 Сибирские огни № 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2