Сибирские огни, 1978, № 11
ПРОСТРАНСТВОМ И ВРЕМЕНЕМ ПОЛНЫЙ 89 Я с удовольствием сообщаю Вам о поддержке нашей Академией приглашения профессора Лафлина и цадеюсь, что при Вашем содействии оно будет принято акаде миком Окладниковым. Искренне Ваш, Филип Хэндлер, президент». В начале июля 1974 года группа сибирских археологов — А. П. Окладников, Р. С. Васильевский, А. П. Деревянко, В. Е. Ларичев и А. К. Конопацкий— вылетела в Соединенные Штаты Америки. — Программа наших работ в Америке,— вспоминает Алексей Павлович,— была насыщена до предела. С самого начала, помимо совместных раскопок на Алеутских островах (Анангула, Умнак), предусматривалось посещение университетских центров и музеев в Нью-Йорке, Коннектикуте, Анкоридже, Фербенксе, были запланированы встречи с американскими учеными, осмотр археологических коллекций, поездки на места древних стоянок Кампус, Драй Крик, Денали... Главная цель путешествия за ключалась в рассмотрении двух увлекательных и в то же время сложных проблем тихоокеанской археологии: одна — проблема первоначального заселения человеком Северной Америки, вторая — истоки и развитие культур, экономика которых базиро валась на промысле морских животных. Так, скажем, на территории азиатской части СССР стоянки древних зверобоев были открыты на Сахалине, Охотском побережье, Камчатке, Чукотке. А как шло развитие приморских культур на Американском конти ненте, какие складывались у них взаимоотношения с культурами тихоокеанского по бережья Азии?.. Начали, как и планировалось, с Нью-Йорка, а затем перемахнули через континент и приземлились в самом крупном городе Аляски — Анкоридже. Местные газеты оха рактеризовали визит советских ученых как «превосходное событие». В пространной корреспонденции, опубликованной в «Анкоридж дейли тайме», рассказывалось: «Пятеро русских археологов прибыли вчера в Анкоридж и остановились в отеле «Западный». Они пробудут до конца недели, а потом вылетят на Алеутские острова. В настоящее время глава делегации академик А. П. Окладников работает над биографией миссионера Ивана Вениаминова, родившегося в одной с ним деревне. Вениаминов приехал на Аляску в 1824 г. и построил церковь в селе Уналашка. Он ра ботал с алеутами, создал их алфавит, написал учебник на русском и алеутском языках. Члены делегации в течение пяти недель будут вести раскопки в районе села Ни кольское вместе с доктором В. С. Лафлиным, кбторый с 1938 года регулярно прово дит там полевые исследования. Знакомясь с материалами раскопок, русские попытаются найти ответ на вопрос: пришли ли алеуты из Сибири или их прародина — другой район Земли? «Мы знаем, куда пришли мигранты, но не знаем, откуда. Русские же, наоборот, знают, откуда они шли, но не знают, куда пришли»,— сообщил вчера в Нью-Йорке представителям прессы В. С. Лафлин. Его мысль продолжил А. П. Окладников: «Вам известно одно, нам — другое, а вместе мы можем открыть нечто фантастическое». Посещения и встречи были, конечно же, интересны, несли много впечатлений, однако самое волнующее началось для ученых, естественно, когда они прибыли на один из ста десяти островов Алеутского архипелага — Анангулу, расположенный в Беринговом море. Здесь находилась древняя стоянка человека, широко известная в литературе под наименованием «стоянки с лезвиями». — Здесь вы найдете десять тысяч каменных орудий!— воскликнул Вильям Лаф- лин, подводя их к раскопу. Культурный слой острова действительно оказался щедрым на радость, какую ис пытывает каждый археолог, извлекая из земли древние изделия. Алексей Павлович вспоминает: — Только начали работу в раскопе, как со всех сторон послышались возгласы на русском и английском языках: «скребок», «пластина», «нуклеус»... Языковое различие не мешало обмениваться простейшими терминами. Однако, когда они усложнились, мы поняли, что нам, как и космонавтам, совершившим совместный полет на кораб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2