Сибирские огни, 1978, № 11
7 2 ГЕННАДИЙ ПАДЕРИН — Ладно, пойдем, он у меня остановился.— И добавил просительно: Только недолго, пожалуйста: во-первых, с дороги человек, и, кроме того, перед лекцией надо, поди-ка, собраться с мыслями. Директор жил неподалеку от школы в обыкновенном деревенском доме, отли чавшемся от соседних тем, что огорожен он был не заплотом, как принято в Восточ ной Сибири, а легким штакетником. Сквозь этот штакетник Алексей еще издали раз глядел приезжего: тот сидел на высоком крыльце дома, разбирая с бережью какие-то черепки. — Успели уже что-то раскопать у нас, Павел Павлович? — спросил директор, распахивая калитку. Гость вскинул голову, пояснил с улыбкой: — Нет, это я до вас останавливался в Бирюльке — и вот: в чистом, так сказать, виде изделия каменного века! Взгляните, это же доисторическая керамика! — А где там, в Бирюльке, вы это нашли? — выдохнул Алексей из-за спины ди ректора. — Да на задах у старого кладбища, неподалеку от берега Лены,— с готовностью отозвался ученый и спросил в свою очередь: — Интересуетесь археологией, юноша! За Алексея ответил директор: — Алеша Окладников — один из лучших наших учеников и наиболее активный член краеведческого кружка.— И присовокупил с добродушным смешком.— Еще в первом классе прочитал, понимаете ли, книжку ^Лихаила Ивановича Ростовцева о древнескифских курганах и с тех пор загорелся идеей найти каменный топор. — Почему именно топор? — удивился археолог.— Древний человек оставил на стоянках немало и других замечательных предметов своего быта. — Это ему известно, а вот подавай топор — и все тут!.. А вообще-то мои кружковцы — и Алексей в том числе — провели большую работу по изучению быта сибирских сел, записали много старинных сказаний, песен, русских и бурятских ле генд... Они принялись обсуждать особенности сибирского фольклора, но Алексей не стал слушать продолжения беседы: тихонько пятясь, вынырнул за калитку, обогнул директорский дом и прямиком, огородами устремился в конец села, откуда начина лась лесная дорога на Бирюльку. Шел и Дивился собственной слепоте: столько раз бывал и в этой самой Бирюльке, и на тамошнем старом кладбище, которое не мину ешь, когда идешь из Анги в Бирюльку,— столько раз бывал там и не обнаружил никаких следов древнего человека. ^ И вспоминал с досадой, как пытался найти каменный топор в окрестностях той же Бирюльки, раскапывая холм, напоминавший описанные Ростовцевым курганы. Между тем надо было чуть-чуть пораскинуть мозгами и сообразить, что древние обитатели Сибири, конечно же, тянулись к берегам рек, в том числе к берегам Лены, и тут надлежит искать их следы. Занятый этими мыслями, незаметно добрался до кладбища, раскинувшегося под сенью многолетних, с почерневшими стволами, берез. Общей ограды здесь не было — жались в беспорядке друг к другу деревянные дворики, вмещавшие по одному, редко по два холмика. Алексей, скинув кепку, попетлял между ними и скоро выбрался на крутояр, взметнувшийся над синей лентой реки. О гляделся: ближе к берегу в небольшой ложбинке бугрились комья свежерас- копанной земли. Тут же валялся обломленный черенок лопаты. Алексей подобрал об ломок и, сбивая им метелки осота, медленно обошел вокруг раскопа. Нет, ничем особенным вроде бы не выделялся этот «пятачок» на краю склона, сбегавшего к реке, и непонятно было, почему именно на него «положил глаз» иркутский гость. Скажем, кур ган— тот сразу к себе внимание притягивает. Или, к примеру, пещера в горах — тоже мимо не пройдешь. А тут?.. Раздвигая палкой траву перед собой, зашагал берегом вниз по течению Лены. И, шагая, внимательно осматривал берег и прикидывал-примерялся, где он сам, коль скоро понадобилось бы, выбрал бы пристанище, разбил лагерь. Прошел так, навер ное, с полкилометра, не меньше, но ничего подходящего не присмотрел.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2