Сибирские огни, 1978, № 11
У КНИЖНОЙ п о л к и 191 го не было, а сам он является Созданием гениального ученого, преждевременно ушедшего из жизни («Билет в детство»); то вдруг взбунтуется целый город, мучаю щийся сознанием собственного несовер шенства, и ни в какую не захочет отпу стить от себя архитектора Перепелкина, который потерял надежду преобразить этот город и сделать его современным .(«Город мой»). ...Отличительной чертой большинства рас сказов Виктора Колупаева является то, что действующие в них герои не созерцатели, но. активные строители Будущего, как, на пример, Катя-Катюша из «Газетного кио ска», которая, не щадя собственной жизни, предотвращает беды, стремится сделать людей счастливыми. В фантастичеоки-ска- зочных ситуациях герои не забывают о не обходимости быть Людьми. Они одержимы научными идеями, идут на рискованные эксперименты, но в то же время могут и подтрунить друг над другом и над собой, не избегают сильной, чистой любви, не от казывают в помощи терпящим бедствие. Есть среди них и «чудики» (рассказы «Май», «Настройщик роялей», «Жемчужина»), оживляющие мертвую природу, удивляю щие людей необычной Красотой. Люди не всегда им верят, однако «чудики» не теря ют надежды,, не опускают рук. Два рассказа сборника («На асфальте города...» и «Какие смешные деревья») по священы проблеме контакта с чужими ци вилизациями. Решая эту проблему, В. Ко- лупаев не отрицает, что в космосе возмож ны формы жизни, совершенно не такие, как на Земле, возможны и иные цивилизации. Чтобы понять их, исследователю нель зя быть скептиком. Исследователь должен иметь убежденность и почти детскую не посредственность в восприятии нового. Многие западные фантасты, в том числе и упоминавшийся выше Айзек Азимов, в своих книгах часто абстрактны и пессими стичны, поскольку социальные проблемы буржуазного общества они склонны рас сматривать как неизбежное зло, порожда емое научно-техническим прогрессом. Вик тор Колупаев — писатель иного убеждения. Его фантастика проникнута оптимизмом и верой в светлое Будущее. В заключение хочется отметить и хоро шее оформление обеих рецензируемых книг, выполненное художником А. Д. Шу- рицем и художественным редактором В. П. Минко. М. ЧЕРНБНОК В. Т. Кравцов. Кяхта революционная. (Из истории Кяхты и южного Прибайкалья в 1905— 1923 гг]. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд., 1977. В канун 250-летнего юбилея Кяхты наше краеведение обогатилось новым трудом об этом пограничном городе. Книга В. Т. Кравцова рассказывает о ре волюционном прошлом Кяхты, о выдаю щейся его роли а истории революционной борьбы соседнего монгольского народа, в становлении и развитии братской дружбы и ^сотрудничества Монгольской Народной Республики с Советским Союзом. Не слу чайно на знамени города Кяхты высшая на града братской страны — орден Сухэ-Ба- тора. Книга В, Т. Кравцова кратко, но достаточ но; четко и выразительно рисует влияние Кяхты, ее помощь соседней Монголии — сначала на путях ее прогресса, цивилиза ции, а с 20-х годов и в ее освободительной революционной борьбе. «Определяющим моментом в русско-монгольских отношени ях,— говорится в книге,— до Великой Ок тябрьской социалистической революции было прогрессивное влияние более высо кой, чем в феодальной Монголии, культуры русского народа, революционных тради ций пролетариата нашей страны. Передо вым людям России и Забайкалья было при суще дружеское, уважительное отношение к монгольскому народу, чуждо высокомер ное и великодержавное чванство. И в Тро- ицко-Савске (Кяхте) многие рабочие, боль шинство интеллигенции проявляли сочувст вие и солидарность в неравной борьбе монгольского народа против иностранных и «своих» угнетателей», Победа Великой Октябрьской революции имела огромное значение для монгольско го аратства... Троицко-Савск был единст венным русским городом, который посе щали в массовом масштабе монгольские араты. Именно здесь они имели возмож ность наблюдать революционные события 1905— 1907, 1917— 1921 годов, впервые уви деть, как отмечал монгольский писатель М. Чойжил, «гордо реющее Красное Знамя с серпом и молотом». Кяхта — город, откуда вождь монголь ской революции «Сухэ-Батор и его сорат ники вели повседневную работу по подго товке народного восстания против терзав ших Монголию иностранных милитаристов и российских белогвардейцев». В Кяхте 1—3 марта 1921 года состоялся и первый съезд Монгольской Народно-ре волюционной партии и там же было потом создано первое правительство революци онной Монголии. «Кяхта революционная» *— интересный исторический очерк. Впервые читатель зна комится с собранными воедино описания ми революционных процессов в самой Кях те и Южном Прибайкалье. Книга В. Т. Кравцова впервые так глубоко раскрывает героическое прошлое народа Кяхты и Юж ного Прибайкалья (Бурятии). Наконец-то читатель получил целостный очерк револю ционной истории города да и всей южной Бурятии в хронологической последователь ности. И некоторые весьма важные факты революционной истории этого района те перь становятся известными во всей своей значимости для истории революционного процесса в регионе. Если, например, до сего времени отдель ные и порой случайные материалы о марк систских кружках в Кяхте и о такой яркой странице летописи Кяхты, как Троицко-Сав- ская конференция РСДРП в 1910 году, но-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2