Сибирские огни, 1978, № 11

У КНИЖНОЙ п о л к и 191 го не было, а сам он является Созданием гениального ученого, преждевременно ушедшего из жизни («Билет в детство»); то вдруг взбунтуется целый город, мучаю­ щийся сознанием собственного несовер­ шенства, и ни в какую не захочет отпу­ стить от себя архитектора Перепелкина, который потерял надежду преобразить этот город и сделать его современным .(«Город мой»). ...Отличительной чертой большинства рас­ сказов Виктора Колупаева является то, что действующие в них герои не созерцатели, но. активные строители Будущего, как, на­ пример, Катя-Катюша из «Газетного кио­ ска», которая, не щадя собственной жизни, предотвращает беды, стремится сделать людей счастливыми. В фантастичеоки-ска- зочных ситуациях герои не забывают о не­ обходимости быть Людьми. Они одержимы научными идеями, идут на рискованные эксперименты, но в то же время могут и подтрунить друг над другом и над собой, не избегают сильной, чистой любви, не от­ казывают в помощи терпящим бедствие. Есть среди них и «чудики» (рассказы «Май», «Настройщик роялей», «Жемчужина»), оживляющие мертвую природу, удивляю­ щие людей необычной Красотой. Люди не всегда им верят, однако «чудики» не теря­ ют надежды,, не опускают рук. Два рассказа сборника («На асфальте города...» и «Какие смешные деревья») по­ священы проблеме контакта с чужими ци­ вилизациями. Решая эту проблему, В. Ко- лупаев не отрицает, что в космосе возмож­ ны формы жизни, совершенно не такие, как на Земле, возможны и иные цивилизации. Чтобы понять их, исследователю нель­ зя быть скептиком. Исследователь должен иметь убежденность и почти детскую не­ посредственность в восприятии нового. Многие западные фантасты, в том числе и упоминавшийся выше Айзек Азимов, в своих книгах часто абстрактны и пессими­ стичны, поскольку социальные проблемы буржуазного общества они склонны рас­ сматривать как неизбежное зло, порожда­ емое научно-техническим прогрессом. Вик­ тор Колупаев — писатель иного убеждения. Его фантастика проникнута оптимизмом и верой в светлое Будущее. В заключение хочется отметить и хоро­ шее оформление обеих рецензируемых книг, выполненное художником А. Д. Шу- рицем и художественным редактором В. П. Минко. М. ЧЕРНБНОК В. Т. Кравцов. Кяхта революционная. (Из истории Кяхты и южного Прибайкалья в 1905— 1923 гг]. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд., 1977. В канун 250-летнего юбилея Кяхты наше краеведение обогатилось новым трудом об этом пограничном городе. Книга В. Т. Кравцова рассказывает о ре­ волюционном прошлом Кяхты, о выдаю­ щейся его роли а истории революционной борьбы соседнего монгольского народа, в становлении и развитии братской дружбы и ^сотрудничества Монгольской Народной Республики с Советским Союзом. Не слу­ чайно на знамени города Кяхты высшая на­ града братской страны — орден Сухэ-Ба- тора. Книга В, Т. Кравцова кратко, но достаточ­ но; четко и выразительно рисует влияние Кяхты, ее помощь соседней Монголии — сначала на путях ее прогресса, цивилиза­ ции, а с 20-х годов и в ее освободительной революционной борьбе. «Определяющим моментом в русско-монгольских отношени­ ях,— говорится в книге,— до Великой Ок­ тябрьской социалистической революции было прогрессивное влияние более высо­ кой, чем в феодальной Монголии, культуры русского народа, революционных тради­ ций пролетариата нашей страны. Передо­ вым людям России и Забайкалья было при­ суще дружеское, уважительное отношение к монгольскому народу, чуждо высокомер­ ное и великодержавное чванство. И в Тро- ицко-Савске (Кяхте) многие рабочие, боль­ шинство интеллигенции проявляли сочувст­ вие и солидарность в неравной борьбе монгольского народа против иностранных и «своих» угнетателей», Победа Великой Октябрьской революции имела огромное значение для монгольско­ го аратства... Троицко-Савск был единст­ венным русским городом, который посе­ щали в массовом масштабе монгольские араты. Именно здесь они имели возмож­ ность наблюдать революционные события 1905— 1907, 1917— 1921 годов, впервые уви­ деть, как отмечал монгольский писатель М. Чойжил, «гордо реющее Красное Знамя с серпом и молотом». Кяхта — город, откуда вождь монголь­ ской революции «Сухэ-Батор и его сорат­ ники вели повседневную работу по подго­ товке народного восстания против терзав­ ших Монголию иностранных милитаристов и российских белогвардейцев». В Кяхте 1—3 марта 1921 года состоялся и первый съезд Монгольской Народно-ре­ волюционной партии и там же было потом создано первое правительство революци­ онной Монголии. «Кяхта революционная» *— интересный исторический очерк. Впервые читатель зна­ комится с собранными воедино описания­ ми революционных процессов в самой Кях­ те и Южном Прибайкалье. Книга В. Т. Кравцова впервые так глубоко раскрывает героическое прошлое народа Кяхты и Юж­ ного Прибайкалья (Бурятии). Наконец-то читатель получил целостный очерк револю­ ционной истории города да и всей южной Бурятии в хронологической последователь­ ности. И некоторые весьма важные факты революционной истории этого района те­ перь становятся известными во всей своей значимости для истории революционного процесса в регионе. Если, например, до сего времени отдель­ ные и порой случайные материалы о марк­ систских кружках в Кяхте и о такой яркой странице летописи Кяхты, как Троицко-Сав- ская конференция РСДРП в 1910 году, но-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2