Сибирские огни, 1978, № 11

190 У книжной полки ном для его творчества жанре — детектив­ ном. ^ Популярность детективного жанра — факт, не. требующий доказательств. Начи­ ная со времени Эдгара Аллана По и кончая нашими днями, читатели разных возрастов жадно тянутся к произведениям, раскрыва­ ющим криминальные тайны. Чем же объ­ ясняется устойчивость такого успеха? Каки­ ми механизмами действует детектив на чи­ тателя и какие конечные цели преследу­ ет он? Советские детективы отличаются от за­ падных «бестселлеров» своей гуманностью и человечностью, психологическим анали­ зом. Они заставляют читателя думать не столько о том, кто и как совершил пре­ ступление, сколько: ПОЧЕМУ человек осту­ пился и как помочь ему встать на верный путь? Михаил Михеев выбрал ту разновидность детективного повествования, когда преступ­ ник, в общем-то, известен, и задача след­ ственных органов заключается в том, что­ бы взять вора за руку. Казалось бы, все просто, но... преступники в «Запахе «Шип- ра» не полуграмотные уголовники, а ответ­ ственные работники торговли. Среди них, говоря бухгалтерским языком, есть и рас­ порядитель кредитов, и бухгалтер, умею­ щий скрыть концы, и даже ревизор, кото­ рый в случае необходимости может «не заметить» преступной операции. Чтобы по­ нять механику преступления и в безбреж­ ном море бухгалтерских документов выло­ вить фальшивые накладные, потребовался очень наблюдательный и сообразительный человек. Таким человеком оказывается мо­ лодой инспектор ОБХСС лейтенант мили­ ции Женя Грошева, которой для разоблаче­ ния преступных махинаций приходится по­ ступить товароведом на один из складов Торга. Разоблачая преступников, М. Михеев не только вызывает читательское отвращение к преуспевающим дельцам, но и убеди­ тельно показывает, как трясина преступно­ сти затягивает людей. Все начинается с ме­ лочей. Вот одна из них. Женя Грошева, идя на вечеринку к Аллаховой, становится невольной свидетельницей, так сказать, заурядной взятки. «Из магазина вышла продавщица в се­ реньком «фирменном» халатике. Дама за­ спешила ей навстречу. Мне захотелось про­ верить свою догадку, я обернулась. Так и есть, дама засовывала что-то в карман се­ ренького халатика. Продавщица, для вида, отказывалась. Она показалась мне совсем молоденькой, и если эти деньги, засуну­ тые ей в карман, были первыми незаконно заработанными деньгами, то теперь уже не последними. К ним привыкают быстро, как к рюмке водки, суммы их увеличиваются, и способы их получения делаются все бо­ лее преступными...» Или вот другое размышление Жени Гро­ шевой: «Как могло получиться, думала я про Аллахову, что эта неглупая, сильная женщина выбрала в жизни такой скольз­ кий и рискованный путь. Так же, как мы, она училась в советской школе. Наверное, была пионеркой, комсомолкой, писала со­ чинения о любви, о дружбе, о честности. И вот, окончив школу, молодая девушка попала в торговую сеть. Запаса школьных убеждений не хватило, чтобы противосто­ ять появившимся соблазнах*. Дорогие ве­ щи, «легкая жизнь», ощущение своей вла­ сти и значительности... а все остальное оказалось ненужным и наивным, как первая девчоночья любовь». Из приведенных примеров видно, как люди, подобные Аллаховой, начав с мало­ го, кончают крупным и оказываются в тех местах, где положено ходить в сопровож­ дении конвоира, заложив руки за спину. Придирчивому, искушенному поклонни­ ку детективов в «Запахе «Шипра» не все может показаться равноценным: автор где- то прежде времени раскрывает перед чи­ тателем «карты», сомнительными кажутся некоторые совпадения. Например, моло­ дой летчик Леша, с которым Женя Гроше­ ва случайно познакомилась в вагоне поез­ да, вдруг оказывается любимым одной из участниц преступной группы — Бессоно­ вой; или бывшая жена Петра Ильича, у ко­ торого Женя сняла квартиру в Новосибир­ ске, оказывается к тому же и бывшей же­ ной преступника Бошко. Неестественным кажется и поведение самой Жени, когда в финальном эпизоде она оказывается с гла­ зу на глаз в лодке с Бошко и начинает об­ личать его в преступлении. Если Михаил Михеев в последней своей повести перешел от фантастики к детекти­ ву, то Виктор Колупаев как бы принял у него эстафету. В. Колупаев — автор двух научно-фантастических сборников, вышед­ ших в издательстве «Молодая гвардия». Отдельные его рассказы публиковались в Болгарии, ГДР, Японии. В книгу «Билет в детство» включены рас­ сказы, известные по прежним изданиям, и новые, публиковавшиеся только в периоди­ ке. Излюбленный прием В. Колупаева — перемещение персонажей во времени — позволяет строить увлекательные ситуа­ ции, касаясь при этом актуальных мораль­ но-этических проблем современности. Ког­ да читаешь его фантастику, невольно приходят на ум слова известного амери­ канского фантаста Айзека Азимова: «Мы пишем о будущем с точки зрения настоя­ щего». Действительно, в рассказах Виктора Колупаева не встретишь абстрактных «мар­ сиан», не попутешествуешь, как у некото­ рых других писателей, по абсурдно-выду­ манным планетам и галактикам. Фантасти­ ка В. Колупаева роднится с доброй мудрой сказкой. Как и в сказочных сюжетах, у не­ го действуют реальные люди, на реальной Земле, в реальной жизни. Как и в сказке, с этими людьми происходят чудеса: то вдруг к ученому физику, изучающему проблему времени, является «солнечный зайчик» из Будущего в образе его доче­ ри, своевременная подсказка которой впо­ следствии спасает физика от гибели во время эксперимента («Девочка»); то впол­ не нормальный человек с помощью маши­ ны Времени отправляется в свое детство и с удивлением узнает, что детства-то у не-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2