Сибирские огни, 1978, № 11
190 У книжной полки ном для его творчества жанре — детектив ном. ^ Популярность детективного жанра — факт, не. требующий доказательств. Начи ная со времени Эдгара Аллана По и кончая нашими днями, читатели разных возрастов жадно тянутся к произведениям, раскрыва ющим криминальные тайны. Чем же объ ясняется устойчивость такого успеха? Каки ми механизмами действует детектив на чи тателя и какие конечные цели преследу ет он? Советские детективы отличаются от за падных «бестселлеров» своей гуманностью и человечностью, психологическим анали зом. Они заставляют читателя думать не столько о том, кто и как совершил пре ступление, сколько: ПОЧЕМУ человек осту пился и как помочь ему встать на верный путь? Михаил Михеев выбрал ту разновидность детективного повествования, когда преступ ник, в общем-то, известен, и задача след ственных органов заключается в том, что бы взять вора за руку. Казалось бы, все просто, но... преступники в «Запахе «Шип- ра» не полуграмотные уголовники, а ответ ственные работники торговли. Среди них, говоря бухгалтерским языком, есть и рас порядитель кредитов, и бухгалтер, умею щий скрыть концы, и даже ревизор, кото рый в случае необходимости может «не заметить» преступной операции. Чтобы по нять механику преступления и в безбреж ном море бухгалтерских документов выло вить фальшивые накладные, потребовался очень наблюдательный и сообразительный человек. Таким человеком оказывается мо лодой инспектор ОБХСС лейтенант мили ции Женя Грошева, которой для разоблаче ния преступных махинаций приходится по ступить товароведом на один из складов Торга. Разоблачая преступников, М. Михеев не только вызывает читательское отвращение к преуспевающим дельцам, но и убеди тельно показывает, как трясина преступно сти затягивает людей. Все начинается с ме лочей. Вот одна из них. Женя Грошева, идя на вечеринку к Аллаховой, становится невольной свидетельницей, так сказать, заурядной взятки. «Из магазина вышла продавщица в се реньком «фирменном» халатике. Дама за спешила ей навстречу. Мне захотелось про верить свою догадку, я обернулась. Так и есть, дама засовывала что-то в карман се ренького халатика. Продавщица, для вида, отказывалась. Она показалась мне совсем молоденькой, и если эти деньги, засуну тые ей в карман, были первыми незаконно заработанными деньгами, то теперь уже не последними. К ним привыкают быстро, как к рюмке водки, суммы их увеличиваются, и способы их получения делаются все бо лее преступными...» Или вот другое размышление Жени Гро шевой: «Как могло получиться, думала я про Аллахову, что эта неглупая, сильная женщина выбрала в жизни такой скольз кий и рискованный путь. Так же, как мы, она училась в советской школе. Наверное, была пионеркой, комсомолкой, писала со чинения о любви, о дружбе, о честности. И вот, окончив школу, молодая девушка попала в торговую сеть. Запаса школьных убеждений не хватило, чтобы противосто ять появившимся соблазнах*. Дорогие ве щи, «легкая жизнь», ощущение своей вла сти и значительности... а все остальное оказалось ненужным и наивным, как первая девчоночья любовь». Из приведенных примеров видно, как люди, подобные Аллаховой, начав с мало го, кончают крупным и оказываются в тех местах, где положено ходить в сопровож дении конвоира, заложив руки за спину. Придирчивому, искушенному поклонни ку детективов в «Запахе «Шипра» не все может показаться равноценным: автор где- то прежде времени раскрывает перед чи тателем «карты», сомнительными кажутся некоторые совпадения. Например, моло дой летчик Леша, с которым Женя Гроше ва случайно познакомилась в вагоне поез да, вдруг оказывается любимым одной из участниц преступной группы — Бессоно вой; или бывшая жена Петра Ильича, у ко торого Женя сняла квартиру в Новосибир ске, оказывается к тому же и бывшей же ной преступника Бошко. Неестественным кажется и поведение самой Жени, когда в финальном эпизоде она оказывается с гла зу на глаз в лодке с Бошко и начинает об личать его в преступлении. Если Михаил Михеев в последней своей повести перешел от фантастики к детекти ву, то Виктор Колупаев как бы принял у него эстафету. В. Колупаев — автор двух научно-фантастических сборников, вышед ших в издательстве «Молодая гвардия». Отдельные его рассказы публиковались в Болгарии, ГДР, Японии. В книгу «Билет в детство» включены рас сказы, известные по прежним изданиям, и новые, публиковавшиеся только в периоди ке. Излюбленный прием В. Колупаева — перемещение персонажей во времени — позволяет строить увлекательные ситуа ции, касаясь при этом актуальных мораль но-этических проблем современности. Ког да читаешь его фантастику, невольно приходят на ум слова известного амери канского фантаста Айзека Азимова: «Мы пишем о будущем с точки зрения настоя щего». Действительно, в рассказах Виктора Колупаева не встретишь абстрактных «мар сиан», не попутешествуешь, как у некото рых других писателей, по абсурдно-выду манным планетам и галактикам. Фантасти ка В. Колупаева роднится с доброй мудрой сказкой. Как и в сказочных сюжетах, у не го действуют реальные люди, на реальной Земле, в реальной жизни. Как и в сказке, с этими людьми происходят чудеса: то вдруг к ученому физику, изучающему проблему времени, является «солнечный зайчик» из Будущего в образе его доче ри, своевременная подсказка которой впо следствии спасает физика от гибели во время эксперимента («Девочка»); то впол не нормальный человек с помощью маши ны Времени отправляется в свое детство и с удивлением узнает, что детства-то у не-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2