Сибирские огни, 1978, № 11
У КНИЖНОЙ п о л к и 187 В слове «беседа» запечатлелся сам строй теоретического мышления Вс. Иванова; именно в беседе, разговоре выявился диа логизм, присущий мышлению этого худож ника. Уточнение «в дороге» заключает в себе мысль о творческом непокое как основной и неизменной примете художе ственных и теоретико-критических исканий Вс. Иванова. Он, как справедливо подчер кивает Е. Цейтлин, всегда «искал новые темы, обращался к новым для себя жан рам, обретал новый стиль и решительно отвергал то, что оставалось позади, в про шлом». «Вот в чем тайна моего творчества! В размышлениях»,— записывал Вс. Иванов. Но это были размышления особого рода — они напоминают неторопливый и несконча емый разговор с самим собой или спокой ный раздумчивый диалог с воображаемым собеседником, когда каждый из участни ков, излагая свои аргументы, не претендует на полноту истины, а более всего опасает ся категоричности выводов. Истина — до стояние самого диалога как процесса, его конечный итог. Диалогизм, как живая примета критиче ского мышления Вс. Иванова, объясняет своеобычность отдельных суждений писа теля, часто вызывающих на спор, и одно временно непреходящую мудрость многих из этих суждений... Принципиальна и остра глава, посвящен ная размышлениям Вс. Иванова над поня тиями «романтизм» и «реализм». Е. Цейт лин подчеркивает, что оба эти термина художник воспринимал по-своему. «В про цессе теоретических рассуждений Вс. Ива нова никогда не «гипнотизировали» терми ны, его формулировки носят откровенно рабочий характер... Например, романтизм ассоциировался у Вс. Иванова прежде все го с фантастическим, необычным, таинст венным. И реализм определял он не менее лично и условно, чем романтизм. Чаще всего он употреблял выражение «так назы ваемый реализм», он говорил при этом о натурализме. Натурализм, доказывает Е. Цейтлин, враг номер один Вс. Иванова — теоретика искусства. ,«Мы, современные реалисты,— писал художник, обладающий даром смелой самокритики,— похожи на тех людей, которые завешивают стены сво их комнат фотографиями друзей, знакомых и людей искусства или политики, думая, что этим они отображают свою жизнь или чувства... глаз привыкает, и стена опять превращается а стену». Саму структуру диалогического мышле ния Вс. Иванова, когда два мнения сталки ваются между собой и ни одному не отда ется полного предпочтения, обнаруживает, к примеру, такая запись художника. «Реа лизм, по возможности, старается отодви нуть от себя подальше фантазию, и он ча сто выдает фантазию за факты, которые будто бы он наблюдал в жизни. Совсем фантазию он отрицать не в состоянии: чи татель и зритель, понимая, что искусство есть искусство, не может вчистую отказы ваться от фантазии. Романтизм... все выда вал за фантазию, вплоть до существования нашего мира. «Хотите верьте, хотите не верьте». Что лучше? А ничто. То, что та лантливо, то интересно, не более». Е. Цейт лин умно комментирует это принципиаль ное суждение Вс. Иванова: «Романтизм. Реализм. Писатель не хочет заслоняться формулировками от главного. В его сло вах— мудрое понимание: интересно и нужно любое искусство, если оно талант-, ливо, если говорит правду о человеке и мире». Ныне все более утверждается мнение, что литературоведческая книга состоялась, если в ней налицо то или иное открытие (естественно, что масштаб открытия бывает различным). Работа Е. Цейтлина «Беседы в дороге» имела все основания быть издан ной: Всеволод Иванов — критик, теоретик литературы, редактор — представлен в ней как явление очень своеобразное и значи тельное. Е. КРАСН'ОЩЕКОвА Игорь Шиляревский. Тень птицы. Три лове, сти. М., «Советский писатель», 1976. Лодка. Книга стихов. М., «Современник», 1977. Одна из первых книг Игоря Шкляревско- го называлась «Лодка». За веслами той лодки сидел молодой энергичный человек, напористо и ожесточенно гнавший ее про тив течения. Волевой, трезвый и решитель ный, он пришел на смену расслабленному, рефлектирующему герою поэзии тех лет и сразу же покорил читателя необщей цельностью своей натуры. Последняя книга Шкляревского называ ется тоже «Лодка». И хотя «теперь плоско донка ...тяжела и гонять ее против те чения трудно», лирический герой, в сущ ности, остался прежним. Конечно, он повзрослел, стал опытнее и умудренней, но основные черты его личности не изме нились. Шкляревский поздний во многом остался верен Шкляревскому раннему, продемонстрировав еще раз завидную цельность поэтического характера. Поэто му, несмотря на то, что «Лодка» является избранным из шести сборников («Форту на», «Воля», «Ревность», «Похолоданье» и др.), перед нами целостная книга, сцемен тированная своеобразной художественной манерой и самобытной философией жизни. Проблема защиты природы и охраны окружающей среды, наверное,— главная проблема, волнующая Игоря Шкляревско го. Ей посвящена и прозаическая книга «Тень птицы». ...Трое московских приятелей, объеди ненные общей страстью к ужению рыбы, приезжают на далекое горное озеро ло вить форелей. Прожив на озере с неделю и засолив несколько чемоданов рыбы, друзья благополучно возвращаются в Мо скву. По дороге, правда, они сталкиваются с рыбнадзором, но ловко обводят его. Через два года лирический герой снова приезжает на озеро, но форель уже ис чезла: местные браконьеры переглушили ее толом. Таков незамысловатый сюжет повести «Тень птицы». А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2