Сибирские огни, 1978, № 11
186 Беккер из одноименного очерка и Иван Самоличенко («В степях березовых»). Срав нение двух партсекретарей («Два первых») интересно и как литературный прием, и как столкновение разных взглядов на ме тоды партийного руководства. А вот сар казм в адрес Уремина, занявшегося пос ле неудачного секретарства научной дея тельностью и добившегося в этой области определенных успехов, не очень уместен. Не так и плохо, если герой (пусть и да лекий от авторского идеала) ни при каких обстоятельствах не опускает рук. И едва ли стоит относить к заслугам Цигулева то, что только под старость он «программу техникума штудирует по ночам». Впрочем, автор это, кажется, и сам почувствовал. В очерке «На старом почтовом тракте» он представил читателю руководителя качест венно нового типа — партийного секретаря- ученого Сафронова. Есть в сборнике два сугубо производст венных очерка — «Кучук» и «Задача на из влечение». На первый взгляд, они случайны в творчестве писателя-деревенщика. Но при нынешнем распространении НТР ана хроничным становится само понятие «дере венщик». Да и логика художественного исследования других работ В. Зеленско го — вспомним, с какой горячей заинтере сованностью вел писатель разговор о про мышленной основе сельскохозяйственного производства — наводила на мысль, что ра но или поздно автора позовет неизведан ный им простор «чистого» производства. К сожалению, в разработке новой темы В. Зеленскому пока не. хватает того поисти не «рентгеновского» проникновения в предмет исследования, которое отличает его сельские очерки. А. ГОРШЕНИН Е. Цейтлин. Беседы в дороге. Всеволод Иванов — литературный наставник, критик, редактор. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд. 1977. Интенсивное изучение творчества Вс. Ива нова в последние годы естественно сопро вождается разрушением некоторых легенд, связанных с судьбой этого писателя. Одна из этих легенд — мнение о Вс. Иванове как о художнике «инстинктивном», «нутряном», обладающем ярким изобразительным да ром, но не склонном к осмыслению про блем искусства. С этой «несправедливой, обидной для художника легендой» и спо рит Е. Цейтлин. Полемический пафос не лишил его кни гу спокойной, обстоятельной объективно сти, но придал ей цельность, органическое единство. Книга Е. Цейтлина создавалась в течение нескольких лет. Процесс ее рождения представляется мне очень есте ственным и по существу своему плодотвор ным. Увлеченный поисками истины, Е. Цейт лин стал подбирать доказательства глубины и самостоятельности самопознания Вс. Ива нова в искусстве. Исследователь предпри нял, в частности, любопытный эксперимент: разослал письма ученикам Вс. Иванова по Литинституту с просьбой рассказать о влия нии писателя на их творческую судьбу. В итоге в руках у Е. Цейтлина оказался большой фактический материал. Многое почерпнул он из личного архива писателя. Опираясь на творческий опыт Вс. Иванова, запечатленный в его высказываниях, стать- - ях, письмах, используя материалы анкеты, архивные данные, Е. Цейтлин написал не сколько статей, появлявшихся в 1972—76 годах в «Литературном обозрении», «Си бирских огнях», «Урале», «Байкале», «Лите ратурном Киргизстане», «Дальнем Восто ке», «Сибири» и т. д. За первым этапом — написанием статей, последовал второй — создание книги. Апробация результатов исследовательской работы в периодике во многом определила уровень книги Е. Цейт лина— в ней нет «сырых» кусков, недоду манных мыслей. Со страниц книги встает «неожиданный» Вс. Иванов, доселе неизвестный читателю,—■' редактор, наставник молодежи, критик, теоретик искусств. Фигура писателя-критика в последние годы закономерно вызывает к себе боль шой интерес. Признано, что писатель-кри тик в ряде случаев бывает зорче критика- профессионала, в то же время многие его суждения подчас субъективны, поскольку он склонен оценивать работы своих со братьев по перу, исходя по большей части из собственного творческого опыта. Вс. Иванов, каким он представлен в книге Е. Цейтлина, был и в критике — художни ком. «Говоря о художественной критике, он (Иванов.— Е. К.) резко ставит ударение на первом из этих слов: художественное. Здесь, полагает Иванов, обозначен не толь ко предмет критики, но в известной мере и ее качество»,— читаем в книге Е. Цейтли на. Обращаясь к критическим статьям Вс. Иванова, автор книги последовательно выявляет собственно художественные эле менты в них: «Иванов хотел говорить с чи тателем, а поэтому не боялся авторских отступлений. Он стремился сложно «стро ить» статью и вместе с тем добивался сво боды, легкости письма, органичной образ ности... Это был путь творца. Потому статьи его, как всякое искусство, продолжают жить во времени, точнее — в эстетическом опыте читателей». Вс. Иванов трезво оценивал потенциаль ную опасность субъективизма, подстерега ющего его как автора статей, отзывов, рецензий. Художник, подчеркивает Е. Цейт лин, «всегда старался остаться объектив ным... при анализе чужой рукописи или книги критик рассматривал произведение как цельную художественную систему и просчеты автора выводил не из того, что противоречило его вкусам, а из того, что нарушало эту единую систему». Поэтому критические суждения Вс. Иванова в большинстве своем справедливы и глу боки. Хотя поначалу название книги Е. Цейт лина — «Беседы в дороге» — кажется из лишне «метафорическим» (ведь перед на ми литературоведческое исследование, а не эссе), но по мере чтения осознается содержательная емкость этого названия. ___________ , У к н и ^ н р п П О Л К И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2