Сибирские огни, 1978, № 11

186 Беккер из одноименного очерка и Иван Самоличенко («В степях березовых»). Срав­ нение двух партсекретарей («Два первых») интересно и как литературный прием, и как столкновение разных взглядов на ме­ тоды партийного руководства. А вот сар­ казм в адрес Уремина, занявшегося пос­ ле неудачного секретарства научной дея­ тельностью и добившегося в этой области определенных успехов, не очень уместен. Не так и плохо, если герой (пусть и да­ лекий от авторского идеала) ни при каких обстоятельствах не опускает рук. И едва ли стоит относить к заслугам Цигулева то, что только под старость он «программу техникума штудирует по ночам». Впрочем, автор это, кажется, и сам почувствовал. В очерке «На старом почтовом тракте» он представил читателю руководителя качест­ венно нового типа — партийного секретаря- ученого Сафронова. Есть в сборнике два сугубо производст­ венных очерка — «Кучук» и «Задача на из­ влечение». На первый взгляд, они случайны в творчестве писателя-деревенщика. Но при нынешнем распространении НТР ана­ хроничным становится само понятие «дере­ венщик». Да и логика художественного исследования других работ В. Зеленско­ го — вспомним, с какой горячей заинтере­ сованностью вел писатель разговор о про­ мышленной основе сельскохозяйственного производства — наводила на мысль, что ра­ но или поздно автора позовет неизведан­ ный им простор «чистого» производства. К сожалению, в разработке новой темы В. Зеленскому пока не. хватает того поисти­ не «рентгеновского» проникновения в предмет исследования, которое отличает его сельские очерки. А. ГОРШЕНИН Е. Цейтлин. Беседы в дороге. Всеволод Иванов — литературный наставник, критик, редактор. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд. 1977. Интенсивное изучение творчества Вс. Ива­ нова в последние годы естественно сопро­ вождается разрушением некоторых легенд, связанных с судьбой этого писателя. Одна из этих легенд — мнение о Вс. Иванове как о художнике «инстинктивном», «нутряном», обладающем ярким изобразительным да­ ром, но не склонном к осмыслению про­ блем искусства. С этой «несправедливой, обидной для художника легендой» и спо­ рит Е. Цейтлин. Полемический пафос не лишил его кни­ гу спокойной, обстоятельной объективно­ сти, но придал ей цельность, органическое единство. Книга Е. Цейтлина создавалась в течение нескольких лет. Процесс ее рождения представляется мне очень есте­ ственным и по существу своему плодотвор­ ным. Увлеченный поисками истины, Е. Цейт­ лин стал подбирать доказательства глубины и самостоятельности самопознания Вс. Ива­ нова в искусстве. Исследователь предпри­ нял, в частности, любопытный эксперимент: разослал письма ученикам Вс. Иванова по Литинституту с просьбой рассказать о влия­ нии писателя на их творческую судьбу. В итоге в руках у Е. Цейтлина оказался большой фактический материал. Многое почерпнул он из личного архива писателя. Опираясь на творческий опыт Вс. Иванова, запечатленный в его высказываниях, стать- - ях, письмах, используя материалы анкеты, архивные данные, Е. Цейтлин написал не­ сколько статей, появлявшихся в 1972—76 годах в «Литературном обозрении», «Си­ бирских огнях», «Урале», «Байкале», «Лите­ ратурном Киргизстане», «Дальнем Восто­ ке», «Сибири» и т. д. За первым этапом — написанием статей, последовал второй — создание книги. Апробация результатов исследовательской работы в периодике во многом определила уровень книги Е. Цейт­ лина— в ней нет «сырых» кусков, недоду­ манных мыслей. Со страниц книги встает «неожиданный» Вс. Иванов, доселе неизвестный читателю,—■' редактор, наставник молодежи, критик, теоретик искусств. Фигура писателя-критика в последние годы закономерно вызывает к себе боль­ шой интерес. Признано, что писатель-кри­ тик в ряде случаев бывает зорче критика- профессионала, в то же время многие его суждения подчас субъективны, поскольку он склонен оценивать работы своих со­ братьев по перу, исходя по большей части из собственного творческого опыта. Вс. Иванов, каким он представлен в книге Е. Цейтлина, был и в критике — художни­ ком. «Говоря о художественной критике, он (Иванов.— Е. К.) резко ставит ударение на первом из этих слов: художественное. Здесь, полагает Иванов, обозначен не толь­ ко предмет критики, но в известной мере и ее качество»,— читаем в книге Е. Цейтли­ на. Обращаясь к критическим статьям Вс. Иванова, автор книги последовательно выявляет собственно художественные эле­ менты в них: «Иванов хотел говорить с чи­ тателем, а поэтому не боялся авторских отступлений. Он стремился сложно «стро­ ить» статью и вместе с тем добивался сво­ боды, легкости письма, органичной образ­ ности... Это был путь творца. Потому статьи его, как всякое искусство, продолжают жить во времени, точнее — в эстетическом опыте читателей». Вс. Иванов трезво оценивал потенциаль­ ную опасность субъективизма, подстерега­ ющего его как автора статей, отзывов, рецензий. Художник, подчеркивает Е. Цейт­ лин, «всегда старался остаться объектив­ ным... при анализе чужой рукописи или книги критик рассматривал произведение как цельную художественную систему и просчеты автора выводил не из того, что противоречило его вкусам, а из того, что нарушало эту единую систему». Поэтому критические суждения Вс. Иванова в большинстве своем справедливы и глу­ боки. Хотя поначалу название книги Е. Цейт­ лина — «Беседы в дороге» — кажется из­ лишне «метафорическим» (ведь перед на­ ми литературоведческое исследование, а не эссе), но по мере чтения осознается содержательная емкость этого названия. ___________ , У к н и ^ н р п П О Л К И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2