Сибирские огни, 1978, № 11
ЯК1 \ У Т \ к и п и шишиII Зеленский В. В степях березовых. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1977. Книга очерков Виталия Зеленского увле кает с первых же страниц. Если попытаться объяснить себе — почему? — первый вывод будет такой: пленяет добротная проза, поч ти лишенная газетной скорописи. Сразу же ощущается материя тонкой выделки. Герои В. Зеленского выписаны с предель ной тщательностью и достоверностью. Ос тается удивляться, откуда до мельчайших черточек автор знает их всех: и комбайне ра Матвея Сладкого, и бригадира полево дов Александра Беккера, и доярку Антипи ну... Писатель объясняет просто: «В былые годы мне по роду занятий доводилось близ ко общаться с прославленными людьми нашей сибирской деревни, и от каждой такой встречи осталась добрая замета». Вероятно, оттого так ясно обозначается в сборнике присутствие личности писателя. Его голос постоянно перекликается с голо сами его героев, их жизнь становится частью его собственной. Особенность и достоинство очерков В. Зеленского в их проблемности. Повыше ние урожайности и увеличение производи тельности труда, миграция сельского насе ления и закрепление кадров — все это завязано в единый узел и выходит на став шую особенно актуальной в современном мире проблему — «человек и природа»: «В сущности, все беды сибирского поля шли от потребительства земледельца. Да же и тогда, когда «утеснения в земле» за ставили отказаться от залежной системы, когда распахали последние пустоши, люди еще долго верили в легенду о неистощи мости здешних черноземов». Подчеркивая проблемность очерков В. Зеленского, необходимо отметить осно вательность, практическую и теоретическую добротность, ставшие прочным фундамен том его произведений. В. Зеленский не ог раничивается памятью и личным опытом. Недостаточно знать «одежку» человече ского характера или явления. В каждом из своих очерков автор доискивается до ис торических и нравственных истоков. Чита тель знакомится с историей края, где живут персонажи книги, с их генеалогией и даже с некоторыми топонимическими исследо ваниями. Оказывается, «Березовые степи» — не просто поэтическая метафора. Этимоло гия названия вполне реальна: «Она еще не была лесостепью — тогда в русском языке ие было такого слова. Иоганн Готлиб Георги в капитальном научном труде, изданном в 1799 г. в Кенигсберге, называл Бара- бу «биркенштеппе» — березовые степи». А прежде чем отправиться в очередную командировку на животноводческую фер му, автор знакомится еще с одним обшир ным литературным источником, книгой француза Роже Вессера «Технология полу чения и переработки молока», в которой «есть все — от описания молочной железы коровы до тонкостей производства масла и сыров на современных заводах». Если «бывалость» писателя помогает ему глубже пррникнуть в характер сельского труженика, показать его изнутри, то всё эти разноплановы'е теоретические экскур сы, помимо прямого их назначения, дают возможность увидеть жизнь и деятельность героев в свете исторических преобразова ний, постичь суть творимых на селе пере мен. В современной деревне В. Зеленский видит немало черт будущего. Это и четкая специализация сельскохозяйственного про изводства, и фабрики молока и мяса, и бес привязное содержание скота, и прибли жающийся к городскому быт сельского населения... Через всю книгу проходит па фос «утверждения нового на всех стади я х— со всеми удачами, со всеми огорче ниями». Однако автор далек от мысли, что новое движется вперед, не испытывая никакого противодействия. Технический прогресс — не панацея от всех болезней и несет в себе немало материальны; и мо ральных издержек. Но, принимая диалек тическую закономерность конфликта ста рого и нового, В. Зеленский совершенно солидарен с одним из своих героев Сафро новым («На старом почтовом тракте»), утверждающим, что «работа с людьми ос танется главной задачей при любой техно логии и механизации». Ни на мгновение писатель не забывает тех, чей труд — созидательная сила всего сущего на земле. Но труд, по убеждению В. Зеленского, ничего бы не стоил без кра соты и своеобразной поэзии, заложенных в нем. Не только награды, но и радость должен приносить он. «Трудно, но увлека тельно— раскрыть красоту и значение со зидательного творческого труда»,— гово рит В. Зеленский, и это становится посто янной задачей, которую писатель ставит в каждом новом произведении. Правда, некоторых своих героев автор несколько идеализирует. Чересчур добро детельными, например, кажутся Александр
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2