Сибирские огни, 1978, № 11

ЯК1 \ У Т \ к и п и шишиII Зеленский В. В степях березовых. Новоси­ бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1977. Книга очерков Виталия Зеленского увле­ кает с первых же страниц. Если попытаться объяснить себе — почему? — первый вывод будет такой: пленяет добротная проза, поч­ ти лишенная газетной скорописи. Сразу же ощущается материя тонкой выделки. Герои В. Зеленского выписаны с предель­ ной тщательностью и достоверностью. Ос­ тается удивляться, откуда до мельчайших черточек автор знает их всех: и комбайне­ ра Матвея Сладкого, и бригадира полево­ дов Александра Беккера, и доярку Антипи­ ну... Писатель объясняет просто: «В былые годы мне по роду занятий доводилось близ­ ко общаться с прославленными людьми нашей сибирской деревни, и от каждой такой встречи осталась добрая замета». Вероятно, оттого так ясно обозначается в сборнике присутствие личности писателя. Его голос постоянно перекликается с голо­ сами его героев, их жизнь становится частью его собственной. Особенность и достоинство очерков В. Зеленского в их проблемности. Повыше­ ние урожайности и увеличение производи­ тельности труда, миграция сельского насе­ ления и закрепление кадров — все это завязано в единый узел и выходит на став­ шую особенно актуальной в современном мире проблему — «человек и природа»: «В сущности, все беды сибирского поля шли от потребительства земледельца. Да­ же и тогда, когда «утеснения в земле» за­ ставили отказаться от залежной системы, когда распахали последние пустоши, люди еще долго верили в легенду о неистощи­ мости здешних черноземов». Подчеркивая проблемность очерков В. Зеленского, необходимо отметить осно­ вательность, практическую и теоретическую добротность, ставшие прочным фундамен­ том его произведений. В. Зеленский не ог­ раничивается памятью и личным опытом. Недостаточно знать «одежку» человече­ ского характера или явления. В каждом из своих очерков автор доискивается до ис­ торических и нравственных истоков. Чита­ тель знакомится с историей края, где живут персонажи книги, с их генеалогией и даже с некоторыми топонимическими исследо­ ваниями. Оказывается, «Березовые степи» — не просто поэтическая метафора. Этимоло­ гия названия вполне реальна: «Она еще не была лесостепью — тогда в русском языке ие было такого слова. Иоганн Готлиб Георги в капитальном научном труде, изданном в 1799 г. в Кенигсберге, называл Бара- бу «биркенштеппе» — березовые степи». А прежде чем отправиться в очередную командировку на животноводческую фер­ му, автор знакомится еще с одним обшир­ ным литературным источником, книгой француза Роже Вессера «Технология полу­ чения и переработки молока», в которой «есть все — от описания молочной железы коровы до тонкостей производства масла и сыров на современных заводах». Если «бывалость» писателя помогает ему глубже пррникнуть в характер сельского труженика, показать его изнутри, то всё эти разноплановы'е теоретические экскур­ сы, помимо прямого их назначения, дают возможность увидеть жизнь и деятельность героев в свете исторических преобразова­ ний, постичь суть творимых на селе пере­ мен. В современной деревне В. Зеленский видит немало черт будущего. Это и четкая специализация сельскохозяйственного про­ изводства, и фабрики молока и мяса, и бес­ привязное содержание скота, и прибли­ жающийся к городскому быт сельского населения... Через всю книгу проходит па­ фос «утверждения нового на всех стади­ я х— со всеми удачами, со всеми огорче­ ниями». Однако автор далек от мысли, что новое движется вперед, не испытывая никакого противодействия. Технический прогресс — не панацея от всех болезней и несет в себе немало материальны; и мо­ ральных издержек. Но, принимая диалек­ тическую закономерность конфликта ста­ рого и нового, В. Зеленский совершенно солидарен с одним из своих героев Сафро­ новым («На старом почтовом тракте»), утверждающим, что «работа с людьми ос­ танется главной задачей при любой техно­ логии и механизации». Ни на мгновение писатель не забывает тех, чей труд — созидательная сила всего сущего на земле. Но труд, по убеждению В. Зеленского, ничего бы не стоил без кра­ соты и своеобразной поэзии, заложенных в нем. Не только награды, но и радость должен приносить он. «Трудно, но увлека­ тельно— раскрыть красоту и значение со­ зидательного творческого труда»,— гово­ рит В. Зеленский, и это становится посто­ янной задачей, которую писатель ставит в каждом новом произведении. Правда, некоторых своих героев автор несколько идеализирует. Чересчур добро­ детельными, например, кажутся Александр

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2