Сибирские огни, 1978, № 11
178 ГЕННАДИЙ: КАРПУНИН ет два значения: буквальное — «звон стремени» и. переносное— «молва». От «молвы» Мономах закладывает «уши» как орган слуха, от «звона стремени» -п- как проушины городских ворот. Тем самым автор говорит, что могущественнейший Мономах боялся не только битвы с Олегом, но даже одной молвы, о нем, одного его имени! Почему Мономах запирает черниговские ворота только в «дневное время суток»? По логике вещей, князь, опасаясь нападения, должен бы держать их запертыми днем и ночью. Но это — лишь по нашей логике, исходящей из того «здравого» соображения, что Олег, стремившийся взять Чернигов, не преминул бы воспользоваться ночной тем нотой. У автора же — совершенно иная логика, логика художественного произведения. Он характеризует Олега по отношению к общепризнанному образцу княжеского могу щества — Владимиру Мономаху. Как ни велик был Мономах,— говорит.автор,— Олег не страшился его и нападал не под покровом ночной темноты, но, как истинный воин, в открытом бою мечом крамолу ковал. Какова роль Олега в «Слове о полку Игореве»? Зачем вообще нужен весь этот эпически-грандиозный масштаб? Таким образом.автор создает с и л у художественной убедительности произведения: если даже столь могущественный князь, как Олег Свято славич, терпел поражение, когда отсутствовало единство действий на поле битвы, то дела Игоря и Всеволода, князей более мелкого масштаба, и подавно обречены на про вал. «Старый» Олег, наводивший трепет на врагов одним своим именем, еще мог себе позволить действовать в одиночку, сила же «нынешних» Игоря и Всеволода — только в единении. В работах по «Слову» об Олеге можно прочитать самые нелестные мнения, при писываемые, разумеется, древнему автору. Дескать, автор «Слова» говорит об Олеге «с осуждением», «отмечает гибельность крамол Олега прежде всего для трудового народа, для крестьянства», «наделяет Олега ироническим отчеством «Гориславич», имея в виду, конечно (судя по контексту), горе народное, вызванное усобицами Олега, а не его личное» и т. п. Откуда представление об Олеге как о сеющем «горе»? Из летописи. Летопись, как известно, к Олегу недоброжелательна, она говорит о нем с осуж дением, рисует его зачинщиком усобиц, принесшим много горя Русской земле своими войнами с Владимиром Мономахом. Считают естественным ожидать от «Слова» того же самого. Стремятся «дотянуть» Олега до летописного уровня. Если же отвлечься от летописных оценок — они совершенно естественны, ибо летописание находилось в руках тех самых князей, которые не испытывали особой радости при звоне Олегова стремени и, выражая свои эмоции в письменной форме, не пытались скрыть этого обстоятельства,— то о личности Олега нужно сказать, что она не столь однозначна в русской истории, как думается исследователям. Прежде всего, несомненно то, что Олег был одним из самых выдающихся полко водцев своего времени. Во всяком случае, требовался незаурядный полководческий талант, чтобы с наскоро сформированными отрядами тьмутороканской вольницы, из гнанниками и беглецами со всех русских земель, с такими же обездоленными, как и сам Олег, громить хорошо обученные и откормленные сидением на тучной Черни говской земле войска Всеволода и его сына Владимира Мономаха. Перед Олегом трепетали и русские князья, и половцы, и чехи, которых Олег громил вместе с Владимиром Мономахом. Из русских князей только Владимир Мономах может соперничать с Олегом по количеству военных походов. Не будем забывать также, что Олег был сыном образованнейшего человека того времени — Святослава Ярославича, прививавшего и детям своим любовь к «почитанию книжному». Думается, Олег знал не меньше того, что содержалось в отцовских «из борниках». А это предполагает даже такую вещь, как знакомство с теорией литературы (напомним читателю, что в «Изборнике» 1073 года помещен переведенный с греческо го трактат «О образех», обобщающий опыт античной и византийской литератур, а так же практику применения художественного слова в Писании).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2