Сибирские огни, 1978, № 11
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 173 Почему Игорь отводит полки? Чтобы избежать поражения. При этом князь рас считывает на то, что Всеволод, оставшись один, не отважится вступить в битву. Узнав же, что Буй Тур все-таки завязал бой и терпит поражение, Игорь, как и его дед Олег в битве на Нежатиной Ниве, поворачивает полки и спешит на выручку брату. В «Слове» нет сцены «военного совета», где были бы «запротоколированы» речи князей,— свою художественную задачу автор решает путем исторической аналогии, рассказывая о трагедии, которая произошла сто лет назад по вине Бориса Вячеслави ча, столь же безрассудного и самонадеянного князя, как и Яр Тур Всеволод: Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на канину зелену паполому постла за обиду Олгову, храбра и млада князя. Как можно прочитать в комментарии, речь здесь идет о «божьем суде». Суд, по мнению комментаторов,— это смерть, которой бог наказал самонадеянного Бориса. Перевод: «А Бориса Вячеславича слава на смерть привела, и на Канине зеленую папо лому постлала за обиду Олега, храброго и молодого князя» (Л. А. Дмитриев, Д. С. Ли хачев, О. В. Творогов). Однако, во-первых, известные параллели не подтверждают этого чтения. Напри мер: «Всю тварь приведеть богь на судъ» (из «Пчелы»), «Приведеть богъ вся злая на судъ» (из «Менандра»). В «Слове» же вместо «бога» называется «слава»: Бориса Вяче славича «слава на судъ приведе». И во-вторых, «Слово о полку Игореве» отличает как раз то, что автор этого произведения нигде и ничем не обнаруживает склонности к мистицизму. Он, как справедливо заметила В. П. Адрианова-Перетц, «отказался от религиозной дидактики, от мотивировки событий вмешательством сверхъестественных сил». Зачем же приписывать древнему поэту то, от чего он «отказался»? Суд — хула, осуждение. Слава — хвала, прославление. Нетрудно заметить, что суд и слава — антонимы и что оборот «слава на судъ приведе» аналогичен обороту «снесеся хула на хвалу». Автор поэмы говорит о том, что Бориса Вячеславича слава ьа бесславие приве ла. Кажущийся парадокс — типичная игра слова: «слава» выступает здесь не как всеобщее признание заслуг Бориса, а как собственная его похвальба — «похва- ливъся велми». Паполома — погребальное покрывало, обычно черного цвета. «Зеленая паполо- ма» — образно о траве. Однако, если разуметь здесь зеленый травяной покров поля битвы, как это делают комментаторы, то не странным ли покажется нам такое явление в октябре месяце (Борис погиб 3 октября 1078 года), накануне Покрова (14-е число)? Канина. По мнению одних, это топоним — название поля битвы или какого-нибудь ручья в районе, где происходила битва. «На Канину» в этом случае ошибочно, надо: «на Канине». Другие отождествляют «канину» с ковылем и вносят исправление «на ковылу», или — «на ковыльну». По утверждению третьих, текст должен быть; «...на Канине на ковылу (ковыльну?) зелену паполому постла». Корень кан имеет значение: рыть, копать, насыпать, громоздить. Слова с этим корнем выражают понятия: углубление, ров, яма, погреб, склеп, жилище, хижина, дом, селение, город, крепость. (См.: Э. М. Мурзаев. «Очерки топонимики». М., «Мысль», 1974). В «Слове о полку Игореве» слова «канина» и «паполома» употреблены в одном контексте, что позволяет однозначно отождествить «канину» с могилой. «Зеленая паполома» — образно о траве, позднее выросшей на месте погребения. Могила, за росшая травой,— традиционный в поэтической речи символ забвения. Бориса же Вячеславича,— говорит автор поэмы,— слава (похвальба) на суд (бес славие) привела, и на канину (на могилу) зеленую паполому постлала (то есть обрекла его на полное забвение) за обиду Олега, храброго и молодого князя. Битва, безрассудно начатая Борисом, имела последствием «обиду Олгову, храбра и млада князя». Битва, которую столь же безрассудно начал Буй Тур Всеволод, имеет последствием «обиду сего времени» — «раны Игоревы, буего Святъславлича».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2