Сибирские огни, 1978, № 11
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 171 ве? А если бы Всеволод не забыл «чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола», он, что же,— стал бы бояться ран? Думается, в поэме идет речь о том, что ради собственной чести и славы, «похва лившись вельми» («А мои ти куряни сведоми къмети...»!), Всеволод жертвует честью и славой Русской земли. «Раны» — это не те раны, которые может получить лично Буй Тур Всеволод. «Ра ны», которые здесь имеются в виду, это — «раны Игоревы», это — «обида сего време ни», это — боль и скорбь Русской земли. Но что эти раны 'тому, кто забыл честь и жизнь, и отчий златой стол города Чернигова, и своей милой жены, красной Глебовны, «свычаи и обычаи»!.. 2 В летописной повести о походе Игоря Святославича сообщается, что, увидев пе ред собой «бесщисленное множство» половцев, русские князья стали совещаться. Речь Игоря на «военном совете» сводилась к следующему: «Мы успели рассмотреть, что половецких полков очень много. Но разве это все половецкие силы, которые могут собраться? Нам нужно сейчас же уходить ночью. А кто (из половцев) утром отправится нам во след? Разве они все смогут поехать? Поедут вдогон только лучшие, отобранные (из полков) половецкие конники. А нам тогда — как бог даст». (Перевод академика Б. А. Рыбакова). Игорь, как мы видим, настаивал на отступлении. Летопись донесла до нас и точку зрения Всеволода. Когда молодой участник по хода Святослав Олегович (племянник Игоря и Всеволода) заявил на «военном совете», что его кони устали от беспрерывной погони за половцами и трогаться с места он не в состоянии, Всеволод поддержал его. «И поможе ему Всеволод, акоже облечи ту (чтобы облечь тут)»,— отмечает летописец. Игорь, выслушав князей, не без горечи констатировал: — Да недивно есть разумеющи, братья, умерети! Читая летописный текст, мы должны понимать и помнить, что его автор находил ся под действием двух сил: с одной стороны, он не имел права отступать от подлин ных фактов, а с другой стороны, был обязан изложить их в строгом соответствии с церковным стандартом. Летописец рисует Игоря истинным христианином, причем стремится создать не схематический образ, а живой, имеющий в силу своей человече ской природы некоторые слабости. В момент затмения Игорь настоял на продолжении похода, ибо начертанному, что бы оно ни означало, он должен неукоснительно следо вать. Когда же наступил час исполниться начертанному, Игорь дрогнул. Противоречит ли это христианским нормам поведения? Ничуть. Истинный христианский герой нака нуне решающего события всегда подвергается искушению и колеблется в выборе меж ду собственным, человеческим, желанием и божьим повелением. Таков, кстати, сам Христос (сцена в Гефсиманском саду). Как бы то ни было, летопись отразила разногласия между Игорем и Всеволодом, разногласия, последствия которых были настолько серьезны, что в летописной повести, как и в «Слове», центром битвы с половцами оказывается не Игорь, а Всеволод — Все волод «не мало мужьство показа». Действия же самого Игоря выглядят какими-то странными и сумбурными: в начале боя «божиим попущениемь уязвиша Игоря в руку», затем князь пытается вернуть полки ковуев, которые «возмятошася» и «побегоша», когда же это ему наконец удается, он попадает в плен. Трудно поверить, что автор летописного текста, рассказывая так подробно обо всех перемещениях Игоря вне поля битвы, придает им решающее, первостепенное значение, а не пытается простой ариф метической суммой действий создать иллюзию активности князя, обусловить его отсут ствие в самом напряженном и жарком месте сражения. Не надо быть выдающимся военным стратегом, чтобы понять смысл происхо дящего. Накануне битвы, на заседании объединенного «штаба» русских полков, вскрылись серьезные разногласия между братьями. Игорь, как более трезвый и опытный, как, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2