Сибирские огни, 1978, № 11

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 161 В речи бояр слово Дивь употреблено в ряду отвлеченных образов — «уже снесе- ся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеса Дивь на землю». И уже од­ но это указывает, что Дивь выражает переносный смысл, отвлеченное понятие — власть, силу, могущество. (Синтаксические параллелизмы «Слова» отличаются от обычных, в частности от фоль­ клорных, некоторой «асимметрией»: употреблением отвлеченного в конкретном ря- ДУ «мыслию по древу, серымъ влъкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы» или употреблением конкретного в отвлеченном ряду — как в данном случае. Это отнюдь не нарушает однородности параллельных членов, ибо имеет своей основой метафору или метонимию). Сравним речь бояр с сообщением о поражении Игоря в авторской речи: «Бишася день, бишася другый, третьяго дни кь полуднию падоша стязи Игоревы». Поскольку в обоих случаях говорится об одном и том же, выражения «уже връжеса Дивь на землю» и «третьяго дни къ полудни падоша стязи Игоревы», нужно рассматривать как эквивалентные, соотнося: «уже» с «третьяго дни къ полуднию», «връжеса на землю» с «падоша», «Дивь» со «стязи Игоревы». 3 Древнеиндийский язык: dyu — «небо», deyas — «божество»; авестийский: dyay — «небо»; литовский: dausos — «воздух», dieyas — «божество»; готский: dius — «дух»; латинский: deus — «бог»; греческий: theos — то же самое. Вспомним также, что и дья­ вол — не что иное, как «дух». Слова: диво, дух, воздух, душа, дождь — общего происхождения. Див «Слова» — дух. , Он выражает то же самое, что Л. Н. Толстой называл «духом войска», то же самое, что мы называем «боевым духом», а автор поэмы — «ратным духом». Див — моральная сила (дух), метафорически олицетворенная сверхъестественным существом (Духом). Образ «Дивъ кличетъ връху древа» сделан по схеме метафоры «дерево» и «пти­ ца» — носитель и несомое. «Дерево» — древко скипетра, полк, дружина, князь; «пти­ ца» — навершие скипетра, ратный дух, воля, хвала, слава, честь. В начале похода Игорь и его дружина полны желания добыть «земли незнаеме», они являются носителями ратного духа. В конце похода Игорь и его дружина сломлены, следовательно, проис­ ходит падение духа. Див также — вообще русская слава и русский дух. Русская слава и русский дух повергают в трепет «землю незнаемую». Поражение наносит ущерб — «обиду» — рус­ ской славе и русскому духу. Слова Див и Даждь — родственные. Даждьбог — буквально: «бог-бог», «бог- дух», «бог-небо», «бог-свет». Именам Див и Даждь родственны имена древнегреческого бога Зевса и древне­ римского бога Юпитера, которые восходят к древнеиндийскому Дяус — «бог, небо, дух» (Мифологии древнего мира. М., «Наука», 1977, стр. 236). 4 Роскошно выполненная Радзивилловская летопись содержит восемь миниатюр, связанных с походом Игоря на половцев. В рисунках наблюдается четкое разделение русских и половецких стягов: на русских стягах навершием является крест, на половец­ ких — полумесяц. И хотя мы знаем, что летописная традиция придает борьбе с полов­ цами характер крестового похода, старается представить ее как борьбу христиан с не­ верными — мусульманами,— не доверять рисункам у нас нет основания. По всей вероятности, таковыми и были в реальной жизни навершия боевых знамен. Следова­ тельно, мы не можем читать «Дива» как навершие знамени (хотя это и соблазнительно: изображение сокола с распростертыми крыльями легко отождествляется с крестом). 11 Сибирские огни № 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2