Сибирские огни, 1978, № 11
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ ( 1 57 Той же мыслью одержим и Всеволод — И рече ему Буй Туръ Всеволодъ: «Одинъ брать, одинъ светъ светлый — ты, Игорю! Оба есве Святъславличя! Седлай, брате, свои бръзыи комони, а мои ти готови, осед лали у Курьска напереди. А мои ти куряни сведоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелеяны, конець копия въскрьмлени, пути имь ведоми, яругы им'ь знаеми, луци у нихъ напряжени, тупи отворени, сабли изъострени; сами скачуть, акы серый влъци въ поле, ищучи себе чти, а князю славе». Всеволод даже несколько опередил Игоря: его кони уже оседланы, его воины уже скачут в поле, ища себе чести, а князю той самой славы, которая должна звенеть в Киеве. ч Именно так — как погоню за славой — понимает поход Игоря и Всеволода Свято слав Киевский. «О моя сыновчя Игорю и Всеволоде! — роняет он злато слово, со сле зами смешанное.— Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати». Известно, что Святослав в 1185 году готовил поход объединенных русских сил «к Донови на все лето» (Ипатьевская летопись). Пока он ходил в Корачев, собирая войска «от верхънихъ земль», Игорь и Всеволод, «утаившеся его», выступили в поход самостоятельно. Упрекая честолюбивых князей-братьев, Святослав говорит в «золотом слове», что можно одним кликом полки побеждать, «звонячи въ прадеднюю славу», то есть забо тясь не о личной славе, а о благе государства, как это делали прадеды, которые стя жали себе немеркнущую славу только благодаря этой заботе. «Нъ рекосте: «Мужаиме- ся сами, преднюю славу сами похитим* а заднюю ся сами поделимъ».— Но вы сказали (уклонившись от участия в совместном походе): «Мы одни одолеем половцев и срав няемся славой с отцами и дедами». Попутное замечание. Д , С. Лихачев, мнение которого признано наиболее авторитетным, считает, что «Игорь и Всеволод своим походом на половцев собирались похитить славу прежних чужих походов на половцев и поделить между собой славу своего нового совместного, последнего похода на половцев». Между тем наблюдения самого Д. С. Лихачева над древнерусской лексикой показывают, что слово предняя относилось к прошлому, к на чалу какого-то определенного промежутка времени, а слово задняя — к недавно слу чившемуся, ко времени последних событий, к завершению какой-то цепи событий, иногда к будущему. Последнее — либо натяжка, либо исключение. Если же следовать правилу, то необходимо признать, что обе «славы» лежат в прошлом: пред няя относится к давно минувшему, а задняя — к недавно случившемуся. Подчеркивая такого рода хронологический диапазон, летопись обычно употребляла формулу: «отци ваши и деди ваши». Таким образом, в походе своем Игорь и Всеволод хотели стяжать славу дедов (преднюю) и разделить славу отцов (заднюю). 2 Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступаше, нощь стонущи ему грозою; птичь убуди свистъ, зверинъ въста зби — Дивь кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаеме: Влъзе, и По- морию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тьмутороканьский блъванъ. В издании 1800 года читалось: «зверинъ въ стазби», перевод — «ревут звери ста дами». В современных редакциях узаконена поправка: «свистъ зверинъ въста, збися Дивъ, кличетъ връху древа» — свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева. Полагаем, что читать следует: «птичь убуди свистъ, зверинъ въста зби». При этом нельзя не заметить полный стилистический симметризм предложений и явно созвуч-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2