Сибирские огни, 1978, № 11
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 155 ются три этапа русской истории: языческие времена, Ярославово время, как время христианской и единой Руси, и время междоусобий Олега». Ь. А. Рыбаков возводит «вечи Трояни» к временам господства римлян в Северном Причерноморье: «Вернемся к широкой хронологической схеме «Слова о полку Игоревен. Ее можно выразить в цифрах так: Века Трояновы — 98—375 гг. Лета Ярославовы — 1019—1054 гг. Войны Олеговы — 1078—1096 гг. Эпоха Римской империи — это, очевидно, наибольшая хронологическая глубина для поэта XII столетия, на какую он мог опуститься в родную историю при посредстве цикла эпических сказаний». Переходя к нашему чтению, прежде всего отметим, что значение век — «столе тие» в русском языке X!— XVII вв. не засвидетельствовано (см. «Словарь русского языка XI—XVII вв.». Выпуск 2, М., «Наука», 1975), и, следовательно, построенные на этом значении арифметические подсчеты сомнительны. Общее значение слова век — «время, промежуток времени». Установив, что Троян — «война, полк, рать, усобица», получаем смысл: «Были вечи Трояни» — «были времена усобиц». О каких усобицах здесь идет речь? Очевидно, поскольку употреблен глагол были, об усобицах прежних времен. В начале поэмы встречалось: «първыхъ временъ усобице». Но ведь выражение «были вечи Трояни» как раз и имеет в виду «първыхъ временъ усобице»! «Първыхъ временъ усобице» связаны с именами старого Ярослава, храброго Мсти слава, красного Романа Святославича. А с какими именами связаны «вечи Трояни»? С именами Олега Святославича и то го же Ярослава Мудрого. Красный Роман Святославич — родной брат Олега Святославича. Следовательно, в обоих случаях говорится об одном и том же времени. «Вечи Трояни» — это «първыхъ временъ усобице», это и «лета Ярославля» и «плъци Олговы». Не о «трех этапах русской истории» идет речь в «Слове о полку Игореве», а только о том говорит автор поэмы, что были усобицы (войны, битвы) и в прежние времена. Вспомним контекст, в котором встречается выражение «были вечи Трояни». Автор описывает битву на Каяле: «Яръ Туре Всеволоде! Стоиши на борони, прыщеши на вой стрелами, гремлеши о шеломы мечи харалужнымИ...». После таких слов редкая худо жественная традиция обходится без оборота: были битвы, а такой не было! Этот обо рот мы наблюдаем и в «Слове о полку Игореве»: «Были вечи Трояни, минула лета Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя... То было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!» «Были вечи Трояни» — «было въ ты рати и въ ты плъкы»! Обороты с существительными, имеющими значение времени, в русском языке всегда тождественны оборотам без этих существительных: во время войны в войну, войны прежних времен — прежние войны, во времена Олега Гориславича при Олеге Гориславиче. Вместо «вечи Трояни» можно сказать «рати» и «пдъкы». Само по себе сочетание «вечи Трояни» столько же «инфинитивно», как «рати» и «плъкы». В каком времени находятся «вечи Трояни»: в настоящем, будущем или про шлом? Определенность в этот вопрос вносит только глагол: «были вечи Трояни». Зна чит, в данном случае «вечи Трояни» опрокинуты в прошлое. И «тропа Трояня» и «вечи Трояни» одинаково выражают войну, рать, полк, битву, поход, усобицу, но первое характеризует войну в локальном, местном, смысле этого слова, а второе — в темпоральном, временном. О выражениях «на землю Трояню» и «на седьмомъ веце Трояни» будет сказано далее. Сейчас же — вернемся к Игорю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2