Сибирские огни, 1978, № 11
14& Л. БАЛАНДИН Разрыв со Струве, Мартовым, переоцен ка Г. В. Плеханова даются Ленину ценой огромных усилий и борьбы. Мы видим Вла димира Ильича в гневе, в тягостных раз думьях, видим его, страдающего тяжкой бессонницей и нервным заболеванием. И за всем этим встает живой, человечный облик мыслителя, политика, вождя во всем величий и могуществе несокрушимой воли. Коптелов предельно концентрирует все события вокруг главного —Второго съезда РСДРП, вокруг деятельности «Искры», практической подготовки вооруженного восстания. Острый социальный конфликт, положенный в основу сюжета, обусловли вает яростную непримиримость схваток, динамизм в раскрытии характеров. Борь ба большевиков с оппортунистами всех мастей, борьба передовых рабочих с зуба товщиной, увлекательные, почти «детектив ные» эпизоды с арестами и побегами аген тов «Искры» —- все это, вместе взятое, придает роману «Точка опоры» стреми тельность и увлекательность. Впервые на страницах трилогии мы уви дели Ленина на трибуне. С его манерой говорить, прохаживаясь вдоль стола пре зидиума, наступая на аудиторию и отступая на шажок, с его картавинкой, делающей речь особенно доверительной, и с неумо лимой логикой, перед которой рассыпа лись в прах доводы противников. Вот он стоит, держа в левой руке часы, в пра вой— листки с тезисами, свернутыми тру бочкой, и пережидает невообразимый шум, поднятый меньшевиками. Насмешливо и твердо звучит его голос, обращенный к председателю: «Прошу не засчитывать ми нуты, украденные у меня крикливыми оп понентами». Так, одного-двух штрихов бы вает достаточно, чтобы понять, почему противники называли Ленина «твердока менным». Особый интерес представляет опыт пи сателя в раскрытии духовного мира Ильи ча. Здесь воочию убеждаешься, какой большой путь прошла Лениниана в своем развитии. В «Человеке с ружьем» Н. По година существовала всего одна сцена, где Ленин находился наедине со своими мыс лями. Это была большая сценическая пау за, в течение которой зрители видели Вла димира Ильича за письменным столом, склонившимся над рукописью. Э. Казаке вич, а впоследствии драматурги А. Штейн и М. Шатров выстраивают внутренние мо нологи, как бы воспроизводя весь ход ле нинских раздумий. И вот теперь в трило гии Коптелова мы увидели серию сцен, раскрывающих творческую лабораторию Ильича. Ночь в Альпийских горах. Усталые пут ники остановились на ночлег в пастушьей хижине. Не спится Владимиру Ильичу. Здесь, вдали от мышиной возни меньшеви ков, особо отчетливо работает мысль, оформляется идея возрождения партии большевиков. «Тяжело и больно терять друзей, с которыми бок о бок работал не сколько лет. Еще тяжелее, когда они, до бешенства одержимые страшным недугом самолюбия, превратились в злобствующих противников, по уши увязли в гнилом бо лоте оппортунизма. Мартов... Эта боль уже перегорела, осталась непримиримая борьба. А Плеханов... До сих пор в сердце рана... А Кржижановский — вот уж никак не ожидал! — приехал в Женеву прими рять. Жалкая роль!.. Мало осталось? На оборот, прибавились многие сотни. И при бавляются с каждым днем... И теперь нуж на, крайне необходима своя газета. Она и поможет созвать Третий съезд... Будут ра бочие корреспонденты. На пяток литерато ров, скажем, пятьдесят нелитераторов... Мы создадим Бюро комитета большинства...» На наших глазах появляется замысел возрождения партии, ее центрального ор гана, даже название — «Вперед!» — приду мано здесь. Намечаются практические шаги по организации здоровых сил во имя того, чтобы партия «снова стала достойной российского пролетариата». Особое место в трилогии занимает образ Горького. Еще в Шушенском прозвучала мысль Крупской, уверявшей Ильича, что между его «Рынками» (первоначальное на звание работы «Развитие капитализма в России») и повестью Горького «Фома Гор деев» много общего. У Ленина — в цифрах, у Горького — в образах показан процесс рождения и становления капитала в России. Путь Горького в революции, начало его практического участия в работе партии в романе «Точка опоры» становится одной из магистральных сюжетных линий. Тема «Ленин и Горький» особенно близка и дорога писателю. Он издавна- следил за дружбой двух властителей дум эпохи, вос хищался неуклонной борьбой Ленина за Горького как пролетарского писателя. Коп телов всегда испытывал по отношению к творчеству Алексея Максимовича Горького чувство восхищения, считая его своим ли тературным наставником. Две встречи с Горьким навсегда остались в памяти, а очерк молодого тогда литератора, напе чатанный по рекомендации Алексея^-Макси- мовича, стал самым значительным событи ем его литературной юности. И теперь, ¡то прошествии многих лет, образ Горького с особой теплотой воскрешен на страницах трилогии. Для того, чтобы раскрыть сложнейшую тему взаимоотношений Горького с замеча тельной актрисой Московского Художест венного театра Марией Федоровной Анд реевой, с ее блистательным окружением — Станиславским, Качаловым, Шаляпиным, Немировичем-Данченко,— Коптелову хотя бы на время пришлось стать театроведом. Он смело включает в свою книгу фрагмен ты из спектаклей с участием Андреевой, эпизоды актерских капустников и гастроль ных поездок в Петербург, импровизирует диалоги великих деятелей театра. И делает все это с такой легкостью и непринужден ностью, как будто всю жизнь вращался в актерской, среде. Целомудренно передана история зарождения любви Горького и Ан дреевой. Их личные чувства переплетаются с осознанием их общественной миссии, нерасторжимым сплавом личного и обще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2