Сибирские огни, 1978, № 11
144 Л. БАЛАНДИН позицию народничества «глумлением над идеями рабочего движения, западноевро пейского и нашего русского», то на лице доктора возникает болезненная гримаса, и его реплика: «Ну, зачем такие Слова?» — устанавливает вновь «водораздел» между позициями сторон. Как опытный диалектик, Владимир Ильич переводит спор в русло доказательства с фактами в руках. На станции Чулымской Ильич и Крутовский обнаруживают крас ные головки голландского сыра производ ства местного сыроваренного завода. В Ба- рабинске они покупают заводское сливоч ное масло. Этого достаточно, чтобы на конкретных примерах, неопровержимыми доводами Владимир Ильич разбил точку зрения оппонента: «Капитализм, вопреки вашему желанию, проник и в сибирскую де ревню. Появился предприниматель. А ведь дороге-то всего год!..» Так безупречная логика исследователя, помноженная на фантазию художника, плюс всестороннее знание предмета опи сания, «предполагаемых обстоятельств», безошибочно приводят писателя к успеху. • Коптелов постоянно следует и ленин скому требованию «безусловной, щепе тильной, точной правды; факты, десятки раз проверенные; сведения точные, цита ты и цифры правильные» (из воспомина ний В. Д. Бонч-Бруевича). , Он пишет: «В особенности дорога прав да, когда речь идет об Ильиче. Если все милые сердцу ленинские места люди хо тят видеть такими, какими были при нем, то и в книгах ищут достоверность». И да лее с полным основанием утверждает: «Я не испытывал надобности в вымышленных пер сонажах. Все, даже третьестепенные дейст вующие лица моих романов носят подлин ные имена, за исключением обращавшегося к Ильичу рабочего золотых приисков да кочегара Окуловской мельницы, фамилии которых не сохранились». И это при густой «заселенности» коптеповских романов! Известно, что спутником Ильича на охоте чаще всего оказывался бедный крестьянин по имени Сосипатыч. Где стояла его изба? Как его звали? Какая у чего была фами лия? Все важно знать художнику, избрав шему для себя девизом правду. Оказыва ется, каждый исследователь величал этого крестьянина по-своему: один — Осипаты- чем, другой — Осиповичем, третий — Оси- патровичем. Сельчане же звали его Соси- патычем «Историки приняли это за прозви ще, хотя и не могли объяснить его происхождение»,— замечает Коптелов и на стойчиво ищет, и не успокаивается до тех пор, пока не находит запись в церковной метрической книге — отец Сосипатыча но сил имя Сосипатра. Так шаг за шагом писатель раскрывал правду истории. Для него не существует мелочей, маловажных деталей. Как расска зать об участниках тайного совещания, об отважных 17-ти ссыльных социал-демокра тах, заявивших решительный протест про тив «экономизма»? История не сохра нила никаких подробностей, даже имена известны не все. Кто таДая жена Ванеева? Откуда родом? И как ее звали? Все требо вало уточнения. Коптелов не позволяет се бе ни слова неправды, когда пишет о лю дях и обстановке, окружавших Ильича. Ка кой была его библиотека в Шушенском? Сколько потребовалось ящиков, чтобы ее упаковать, и сколько весил каждый ящик! Какова судьба знаменитой лампы под зе леным абажуром, которую привезла в по дарок Ильичу Надежда Константиновна? Ольга Борисовна Лепешинская, член пар тии с 1898 года, участница многих событий, описанных на страницах романа, познако мившись с «Большим зачином», писала, что в романе Коптелова «масса художествен ных (и в то же время художественно прав дивых) деталей, которые говорят об ог ромном собранном, изученном и творче ски отработанном материале. Это поистине подвиг... создание эпопеи, где в художест венных формах дан исторически правди вый образ Ильича и так колоритно переда ны обстановка и дух той эпохи, в которой проходило становление нашей партии». Трогательными словами напутствовала Оль га Борисовна автора на дальнейший путь: «Я думаю, что Вы не обидитесь, если я, 92-летний современник и участник описы ваемых Вами событий, обниму Вашу голо ву, крепко поцелую Вас и скажу: «Дорогой Афанасий Лазаревич! Спасибо тебе за то, что ты сделал для советских людей, и бла гословляю тебя на дальнейший твой благо родный труд!» •И, наконец, еще один принцип, которому следовал писатель: соблюдение ленинского требования — брать для исследования не отдельные факты, а всю совокупность от носящихся к рассматриваемому вопросу - фактов, без единого исключения. • Воспоминания близких к Владимиру Ильи чу людей убедительно рисовали картину похорон А. А. Ванеева. Погибшего в ссыл ке от чахотки революционера хоронили «без попов, без свечей и без ладана». Та ким было общее убеждение. Но Коптелов устанавливает, что Ванеев был похоронен на кладбище, а без попа там хоронить не разрешалось. Где же истина? И -писатель продолжает поиск. Вскоре находится свидетельство М. А. Сильвина, который вспоминал сердитый выговор, сде ланный ему Владимиром Ильичем за то, что он пригласил на похороны Ванеева по па. Значит, поп все же был? Но как быть с другими воспоминаниями? Кому же верить? Выход подсказала одна старая женщина, отец которой был священником. Она объ яснила, что священник мог в квартире по койного посыпать гроб щепоткой земли. Это называлось «предать земле». Вот так, очевидно, и получилось — с попом и без попа. Коптелов так и написал эту сцену. В дальнейшем, с помощью метрической книги Ермаковской церкви удалось устано- вить подлинные имена церковников, совер шивших обряд, и Афанасию Лазаревичу осталось только на место вымышленных поставить подлинные имена. Принцип изучения фактов в их совокуп ности не раз выручал писателя, приводил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2