Сибирские огни, 1978, № 11
ЕГО ГЛАВНАЯ КНИГА 1 43 Представляю себе тот азарт, сродни охотничьему, который охватил в предвку шении подобной главы Афанасия Лазаре вича: уж кому-кому, а ему, знатоку приро ды и садоводу, как говорится, и карты в 1 руки. Но... Ни у Крупской, ни у Ленина в их письмах к родным не удалось обнару жить ни строчки о посещении сада. Могли ли они забыть подобное? Да был ли в то время сад? • Начинаются поиски документа. Оказа лось, что земельный участок «под устрой ство плодового питомника», как писали в журнале «Плодоводство», было «повелено» отмежевать только летом 1900 года, когда Ульяновых уже в Сибири не было, а пер вые деревья Никифоров посадил только спустя четыре года. «От заманчивой главы пришлось отка заться»,— заключает Коптелов. Точно так же он отказывался во всех подобных слу чаях, когда неподтвержденное докумен том свидетельство давало мнимый «прос тор для свободного полета мыслей» и для «смелого пера». Клэр Шеридан, английский скульптор, лепившая портрет Ленина, в своих воспо минаниях замечала: «Хотя он (Ленин) и го ворил, что ничего не смыслит в искусстве, однако весьма определенно охарактеризо вал «буржуазное искусство», которое, как он сказал, всегда стремится к красивости. Он относился отрицательно к красоте как к абстрактному идеалу»1. Стремление к красивости всегда было неприемлемо для Ленина, тем более не приемлемо оно при обрисовке облика са мого Ленина. Поэтому образный строй ро манов Коптелова строг, вы не найдете в нем сцен умилительных, чувствительных, сладеньких, пейзажей красивеньких, трога тельных, размягчающих душу. Но строгость и самоограничение вовсе не отрицают кра соты и яркости чувств героев. Чувства про рываются сквозь скупые строки, через ин тонационный строй речи, с помощью мно гокрасочных описаний природы. Из писем известен простенький факт — Владимир Ильич прислал Надежде Кон стантиновне из Сибири засушенный цветок. Вот как об этом рассказывается в первой книге романа «Возгорится пламя». «Дорога привела на ровную полянку. Лес, как бы оробев, остановился у какой- то невидимой черты. Только две березки вырвались вперед и замерли, обнявшись ветками. Земля вокруг них, словно войло ком, устлана прошлогодней травой. Но и сквозь нее ужЬ успели пробиться навстре чу солнцу цветы на прямых мохнатых нож ках, кремовые, фиолетовые, с глубокими изящными чашечками. Владимир Ильич, скинув пальто, пробе жал по полянке и сорвал два цветка, по нюхал — ничего особенного, просто пахнет зеленью. А вот лепестки... Крупные, как у тюльпанов. Даже тоньше и нежнее. Пер 1 Клэр Ше р и д а н . Неприкрашенная правда.— «Воспоминания о Владимире Иль иче Ленине в пяти томах», т. 5, М., 1969, с. 320. вые полевые цветы в Сибири! Он засушит их для Нади. Пусть посмотрит. Она тоже любит полевые, и ей, вероятно, вспомнит ся пушкинское: «Цветок засохший, безу- ханный...». Если учесть, что все это описание приро ды дается через восприятие Владимира Ильича, который в то время был в Шушен ском один и очень тосковал по Надежде Константиновне, то и эти две березки, об нявшиеся ветками, и два цветка, сорванные Ильичем, и сами цветы, вопреки всему про бивающиеся сквозь плотный войлок прош логодней травы навстречу солнцу, приоб ретут особый смысл и достаточно полно передадут нам сильное и нежное чувство влюбленного человека. • Следующим своим принципом Коптелов избирает принцип художественно-логиче ской документальности. «Логика событий историко-революционных произведений,— писал он,— иногда приводит авторов к твердой убежденности: могло быть в жиз ни так, как я рисую, могло быть потому-то и потому-то». Этот принцип раскрывает так же понятие, названное писателем — «идти дальше документа». * В «Большом зачине» есть сцена, едино душно признанная критиками, как наилуч шая в романе, как образец художествен ной логики и исторической убедительнос ти. Это — сцена совместной поездки Лени на с Крутовским в поезде от Москвы до Красноярска. Из документов было известно, что Ильич ехал в поезде десять дней, что спутником его был красноярский врач Владимир Ми хайлович Крутовский, ярый областник, ли беральный народник, друживший с кори феями журнала «Русское богатство». Кру товский в своих воспоминаниях записал кратко: «...иногда дело доходило до горя чих схваток, хотя все кончалось мирно, и мы принимались или за чаепитие, или за чтение». Вот и весь фактический материал. Но на основе анализа политических и фи лософских воззрений собеседников, зна ния их характеров, писатель домысливает до мельчайших подробностей сущность «горячих схваток», посвящая этой поездке несколько глав романа. Сторонник сибирского сепаратизма, уве ренный, что Сибирь будет развиваться осо бым, некапиталистическим путем, Крутов ский расхваливает свой край, называет его раем для мужиков. Спор развивается согласно внутренней логике. Вот спутники, разглядывая береж но хранимые Крутовским «святыни» —на роднические брошюры, свежие номера «Русского богатства», высказывают поляр ные точки зрения. Все, решительно все, что утверждает Владимир Ильич по поводу идей столпа народничества Николая Кон стантиновича Михайловского, вызывает у Крутовского болезненную реакцию. С дру гой стороны, стоит Крутовскому высказать утверждение, что Михайловский и по сей день «властитель дум», как следует мгно венная реплика спутника: «...мелкобуржу азной интеллигенции... да и то в минувшие времена». Если Владимир Ильич называет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2