Сибирские огни, 1978, № 11
142 Л. БАЛАНДИН С Лениным в сердце прошел свой путь Афанасий Лазаревич Коптелов, и не было в Сибири литератора, более, чем он, гото вого к раскрытию ленинской темы — самой ответственной темы эпохи. Почти десятилетие отделяет первона чальный замысел от непосредственного начала работы над романом. Причина? Ро бость перед ответственностью темы, столь знакомая всем, кто брался за перо с при целом на Лениниану. Даже Луначарский с его феноменальной памятью, лично знав ший Ленина в течение десятилетий, рабо тавший с ним бок о бок, признавался: «Всегда бывает очень страшно припомнить что-нибудь из бесед с Владимиром Ильи чей не для себя лично, а для опублико вания. Все-таки не обладаешь такой живой памятью, чтобы каждое слово... запечат лелось в мозгу, как врезанная надпись, на десятки лет, а между тем ссылаться на то, что оно сказано великим умом, допуская возможность какого-нибудь искажения, очен^ жутко». Что же говорить о поколе нии писателей, никогда не видевших Лени на, не слышавших его речей, не наблюдав ших его в быту? Афанасий Лазаревич как-то сказал, что все свои предыдущие книги он посвятил Ильичу. Но в ранних его произведениях Ленин выступал главным образом как сим вол социалистического строительства. Те перь же, на пути к созданию романов не посредственно о Ленине, перед Коптело- вым с особой остротой встали такие проблемы, которые каждый художник ре шает для себя по-своему: в чем состоит историческая и художественная достовер ность, в чем сходство и различие между ними? Какова роль документа и в чем прав да факта и правда домысла? Какова мера домысла, когда речь идет о людях и собы тиях, связанных с дорогим для каждого образом? Что такое логика художественно го произведения в соотнесении ее с логи кой историко-революционных событий? Для Коптелова положение осложнялось тем, что сам жанр историко-революционного произведения был для него совершенно новым, неизведанным. С чего же начать? м Коптелов начал с того, с чего начинали все создатели Ленинианы — с чтения ле нинских работ. Потом начались кропотли вые поиски мемуарной литературы, мате риалов, которые ввели в научный обиход исследователи жизни и деятельности Ле нина. Но и этого оказалось мало. Писатель все более убеждался, что человеческая память слишком ненадежный инструмент. Он ищет документы. Находит многое, до того неизвестное, проливающее свет на факты и события, на судьбы людей, окру жавших Ильича. Но документы лаконичны, скупы на подробности и детали. И он вновь обращается к мемуарам, к живым свидетельствам, где ощутим и колорит, и эмоции, и необходимые подробности. Но сколько же в них противоречий, неточ ностей, выдумок! И опять месяцы работы в Центральном партийном архиве, знаком ство с семейными архивами видных рево люционеров, с рукописями и фотоснимка ми, хранящимися в различных музеях... Перечитаны газеты и журналы, которые Ильич получал в Шушенском, изучены био графии ссыльных революционеров, уточне ны факты жизни крестьян, с которыми об щался в годы ссылки Владимир Ильич. На каждого заведено «личное дело», которое непрерывно пополняется. И вот когда вся эта громада фактов, деталей, с трудом отысканных имен, лиц, подробных описа ний обычаев, ремесел, исторических дан ных об эпохе обрушилась на писателя, вновь и вновь перед ним вставали вопро сы, связанные со спецификой историко- революционного произведения. Какова мера писательского домысла? ' На это Коптелов отвечал так: — В историко-революционном романе описание быта, как говорил Горький, долж но закладывать в фундамент произведения, а не лепить его на фасад. Это надо пони мать так, что писатель, придерживаясь строгой документальности, волен по-свое му, как ему видится, нарисовать обстанов ку, в которой происходят те или иные исторические события, раскрыть чувства ге роя, его мысли. Конечно, это право писате ля бесспорно. Но безусловно и другое. Не обходимо избегать ложной беллетризации, схематизма, надуманных сюжетных «хо дов», невыверенных, неубедительных до мыслов... Но как же, какими путями пришел пи сатель от неприемлемой для него, горячо отрицаемой «цитатной документальности» к искомой «документальности художест венно-логической», при которой мировоз зрение героя раскрывается в динамике ис торически достоверных событий? » Афанасий Лазаревич любит говорить, что «достоверность это лишь дерево, лишенное в зимнюю пору листвы. Литера тору предстоит одеть его в летний наряд, воссоздать то, что делает весна, чтобы каж дая ветка на нем зашумела богатой листвой и стала бы волновать «зрителя». Воссоз давая минувшее, художник не может не идти дальше документа». В работе над романом Коптелов, несом ненно, твердо следовал выработанным им принципам. Они были для него строжай шим законом, переступить через который он считал себя не вправе. В чем состоят эти принципы? • Во-первых, жесточайшее самоограниче ние. В газете «Советская Россия» Коптелов прочел запись «сверстника Ленина из Ива новки». Некто Н. М. Кондрашов утверждал, что во время поездки Ленина и Крупской в Ивановку они посетили сад пионера си бирского садоводства М. Г. Никифорова. Коптелов тотчас отправляется по следам корреспонденции, приезжает в село, встре чается с Нефедом Михайловичем Кондра шовым, и тот слово в слово повторяет свой рассказ. Тотчас возникает замысел: «Вла димир Ильич и Надежда Константиновна в сопровождении Курнатовского гуляют по саду, пробуют сибирские яблоки, разгова ривают с М. Г. Никифоровым, мечтают о будущих больших коллективных садах, об озеленении городов и преобразовании природы при социалистическом обществе»!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2