Сибирские огни, 1978, № 11
ЕГО ГЛАВНАЯ КНИГА 141 сти, возникающее при чтении произведе ний Коптелова, обусловлено идеей жизне- утверждения, пронизывающей все его про изведения. Завершением целой полосы творческого развития писателя стал роман «Великое кочевье». Эпоха великого кочевья народов «из страны рабства в страну социализма» (Л. Сейфуллина) нашла в романе свое вы ражение в стремительных, полных внут реннего динамизма картинах, в показе тех изменений, которые происходили в жизни людей, еще недавно скованных путами ре лигиозных и родовых предрассудков, шаг нувших от бескультурья и безграмотности к коллективному труду, к осознанию своих ' классовых интересов, к грамотности и — в итоге — к общественной и политической деятельности. Глубокое постижение быта, обычаев, ха рактеров людей Алтая, изучение множест ва этнографических материалов заложило ту реальную, достоверную до мельчайших деталей основу, на которой раскрывается авторская мысль. Многократных встреч с ■ зайсанами, баями Коптелову недостаточно. Он внимательно изучает «деятельность» самого могущественного из них — Арга- мая Кульджина, узнает хитрые проделки алтайских кулаков, их лисью повадку и только тогда берется за создание «своего» бая — Сапога Тыдыкова Проникновение в поэтическую природу алтайского эпоса привело к удивительно му результату — песни, сочиненные Копте- ловым, стали восприниматься как подлин но народные, а имя главного героя — Бор- лая — не существовавшее до «Великого кочевья», приобрело права гражданства (после выхода романа в свет алтайцы ста ли давать это имя своим детям). Вряд ли нужно подчеркивать, каким же должно быть знание алтайской лексики и поэтики, всего того, что писатель назь вает «выраже нием народной души», чтобы в сочиненном не чувствовалось фальши, чтобы придуман ное казалось реальнее самой реальности. И так всегда и во всем — исследование, анализ, накопление фактов, их обобще ние — весь «черновой» труд ученого ста новился у Коптелова «подножием искус ству». Создавая роман «На-гора», раскрывая биографии героев шахт и полей, писатель вдохновлен был ленинской идеей Осво божденного труда. Слова поэта — «Начи наются горы с подножий, начинаемся с Ленина мы» — в полной мере можно от нести и к самому Коптелову, и к его ге роям. Глубоким смыслом наполнена повесть «Снежный пик», где рассказывается о вос хождении группы альпинистов на вершину ранее неприступной горы. Казалось бы, это материал для очерка, не более. Но под пером Коптелова этот незамысловатый сюжет превращается в философские раз думья о людях, которые держат испыта ние перед лицом природы, перед велича вой и суровой красотой горных круч. По беждают лучшие, сильные духом. Слабые остаются в низинах. На каждом шагу пут ников подстерегали опасности, тысячи не предвиденных случайностей. Но была одна закономерность в их походе — побеждала не только отвага, но и коллективная спай ка, человеческая дружба. Трагически оборвался путь изыскатель ской партии инженера Александра Михай ловича Кошурникова. Дневник, который вел изыскатель, найденный возле его тела и с помощью Коптелова напечатанный в свое время в «Сибирских огнях», стал толчком к написанию трагической повести «Навстре чу жизни». Так родилась повесть о героиз ме, о долге и совести, о готовности идти на жестокие испытания вплоть до самопо жертвования во имя торжества высокой идеи, во имя счастья будущих поколений. Итак, Турксиб и Алтай, Кузбасс и под линный факт восхождения на гору Белуха, участником которого был сам писатель, ис тинная история гибели изыскательской пар тии А. М. Кошурникова,— как видим, в ос нову первых романов и повестей Коптелова положены реальные события. Но ни одно из них нельзя отнести к жанру чисто доку ментальному, ибо слишком велика здесь доля вымысла. Не составляло исключения и следующее большое произведение Коп телова — роман «Сад». Рассказ о мудром садоводе Дорогине, наследнике мичуринских идей, создателе изумительного по красоте и богатству са да в колхозе «Красный партизан» (впо следствии колхоз переименуют, он будет называться «Победа»), перерастает в по вествование об огромном саде — Родине. А дальше воображение рисует еще более обширный сад»—всю планету. Но для то го, чтобы в цветущий сад превратилась наша Земля, необходимо объединить уси лия садоводов (и не только садоводов!) всех стран мира, нужно, чтобы человек, испокон века берущий от земли ее дары, научился сам ее отдаривать, заботиться о ней как рачительный хозяин. «Плодородие земли сродни красоте»,— думает героиня романа, наследница дел Дорогина — Вера, и вместе с другими садоводами страны борется за эту красоту. Повествование, на чатое с (описания обыденных дел жителей далекого сибирского села, выливается в широкую тему интернационализма. В позиции Коптелова по отношению к природе нет и намека на коленопреклоне ние перед ее силами, как нет и песнопений во славу бездумных «покорителей». Всем своим творчеством писатель утверждает идею бережного, хозяйского отношения к природным богатствам. Когда-то пни спиленных сосен и берез на месте густого и благоухающего леса в Сокольниках, по свидетельству личного шофера Ильича С. К. Гиля, глубоко воз мутили Ленина. Он был непримирим по отношению к расхитителям природных бо гатств. Практическим выражением заботы Владимира Ильича о живой природе стал декрет «Об охране памятников природы, садов и парков», подписанный им в 1921 году. Этой ленинской идеей сохранения окружающей среды пронизаны многие произведения Коптелова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2