Сибирские огни, 1978, № 11

ЕГО ГЛАВНАЯ КНИГА 141 сти, возникающее при чтении произведе­ ний Коптелова, обусловлено идеей жизне- утверждения, пронизывающей все его про­ изведения. Завершением целой полосы творческого развития писателя стал роман «Великое кочевье». Эпоха великого кочевья народов «из страны рабства в страну социализма» (Л. Сейфуллина) нашла в романе свое вы­ ражение в стремительных, полных внут­ реннего динамизма картинах, в показе тех изменений, которые происходили в жизни людей, еще недавно скованных путами ре­ лигиозных и родовых предрассудков, шаг­ нувших от бескультурья и безграмотности к коллективному труду, к осознанию своих ' классовых интересов, к грамотности и — в итоге — к общественной и политической деятельности. Глубокое постижение быта, обычаев, ха­ рактеров людей Алтая, изучение множест­ ва этнографических материалов заложило ту реальную, достоверную до мельчайших деталей основу, на которой раскрывается авторская мысль. Многократных встреч с ■ зайсанами, баями Коптелову недостаточно. Он внимательно изучает «деятельность» самого могущественного из них — Арга- мая Кульджина, узнает хитрые проделки алтайских кулаков, их лисью повадку и только тогда берется за создание «своего» бая — Сапога Тыдыкова Проникновение в поэтическую природу алтайского эпоса привело к удивительно­ му результату — песни, сочиненные Копте- ловым, стали восприниматься как подлин­ но народные, а имя главного героя — Бор- лая — не существовавшее до «Великого кочевья», приобрело права гражданства (после выхода романа в свет алтайцы ста­ ли давать это имя своим детям). Вряд ли нужно подчеркивать, каким же должно быть знание алтайской лексики и поэтики, всего того, что писатель назь вает «выраже­ нием народной души», чтобы в сочиненном не чувствовалось фальши, чтобы придуман­ ное казалось реальнее самой реальности. И так всегда и во всем — исследование, анализ, накопление фактов, их обобще­ ние — весь «черновой» труд ученого ста­ новился у Коптелова «подножием искус­ ству». Создавая роман «На-гора», раскрывая биографии героев шахт и полей, писатель вдохновлен был ленинской идеей Осво­ божденного труда. Слова поэта — «Начи­ наются горы с подножий, начинаемся с Ленина мы» — в полной мере можно от­ нести и к самому Коптелову, и к его ге­ роям. Глубоким смыслом наполнена повесть «Снежный пик», где рассказывается о вос­ хождении группы альпинистов на вершину ранее неприступной горы. Казалось бы, это материал для очерка, не более. Но под пером Коптелова этот незамысловатый сюжет превращается в философские раз­ думья о людях, которые держат испыта­ ние перед лицом природы, перед велича­ вой и суровой красотой горных круч. По­ беждают лучшие, сильные духом. Слабые остаются в низинах. На каждом шагу пут­ ников подстерегали опасности, тысячи не­ предвиденных случайностей. Но была одна закономерность в их походе — побеждала не только отвага, но и коллективная спай­ ка, человеческая дружба. Трагически оборвался путь изыскатель­ ской партии инженера Александра Михай­ ловича Кошурникова. Дневник, который вел изыскатель, найденный возле его тела и с помощью Коптелова напечатанный в свое время в «Сибирских огнях», стал толчком к написанию трагической повести «Навстре­ чу жизни». Так родилась повесть о героиз­ ме, о долге и совести, о готовности идти на жестокие испытания вплоть до самопо­ жертвования во имя торжества высокой идеи, во имя счастья будущих поколений. Итак, Турксиб и Алтай, Кузбасс и под­ линный факт восхождения на гору Белуха, участником которого был сам писатель, ис­ тинная история гибели изыскательской пар­ тии А. М. Кошурникова,— как видим, в ос­ нову первых романов и повестей Коптелова положены реальные события. Но ни одно из них нельзя отнести к жанру чисто доку­ ментальному, ибо слишком велика здесь доля вымысла. Не составляло исключения и следующее большое произведение Коп­ телова — роман «Сад». Рассказ о мудром садоводе Дорогине, наследнике мичуринских идей, создателе изумительного по красоте и богатству са­ да в колхозе «Красный партизан» (впо­ следствии колхоз переименуют, он будет называться «Победа»), перерастает в по­ вествование об огромном саде — Родине. А дальше воображение рисует еще более обширный сад»—всю планету. Но для то­ го, чтобы в цветущий сад превратилась наша Земля, необходимо объединить уси­ лия садоводов (и не только садоводов!) всех стран мира, нужно, чтобы человек, испокон века берущий от земли ее дары, научился сам ее отдаривать, заботиться о ней как рачительный хозяин. «Плодородие земли сродни красоте»,— думает героиня романа, наследница дел Дорогина — Вера, и вместе с другими садоводами страны борется за эту красоту. Повествование, на­ чатое с (описания обыденных дел жителей далекого сибирского села, выливается в широкую тему интернационализма. В позиции Коптелова по отношению к природе нет и намека на коленопреклоне­ ние перед ее силами, как нет и песнопений во славу бездумных «покорителей». Всем своим творчеством писатель утверждает идею бережного, хозяйского отношения к природным богатствам. Когда-то пни спиленных сосен и берез на месте густого и благоухающего леса в Сокольниках, по свидетельству личного шофера Ильича С. К. Гиля, глубоко воз­ мутили Ленина. Он был непримирим по отношению к расхитителям природных бо­ гатств. Практическим выражением заботы Владимира Ильича о живой природе стал декрет «Об охране памятников природы, садов и парков», подписанный им в 1921 году. Этой ленинской идеей сохранения окружающей среды пронизаны многие произведения Коптелова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2