Сибирские огни, 1978, № 11

УТОЧНЕНИЯ К АНКЕТЕ 139 пульту за то, что тот во время кульмина­ ции, в самом напряженном и трагическом месте прекратил играть и начал обрывать болтающиеся концы порванного волоса на смычке. А тот, еще не отойдя от напряжения концерта, нервно говорил: — Я не могу, понимаешь, не могу! Этот тип прямо у меня под носом дирижирует (разумеется, он имел в виду кого-то из публики). А когда оборвался волос, он стал показывать на меня соседу. Так публика становится невольным со­ участником творческого процесса. От публики во многом зависит атмосфе­ ра в зале. Я не случайно заговорил о взаимоотно­ шениях с публикой. Нас это очень волнует. Ведь музыка не может существовать толь­ ко для музыкантов. Нужны заинтересован­ ные слушатели. И у нас есть свои постоян­ ные слушатели. Как правило, они не посе­ щают подряд все наши концерты, а выбирают для себя какой-то определенный цикл. Например,/ в одном сезоне это кон­ церты, посвященные симфониям Бетхове­ на, или цикл концертов под названием «Му­ зыкальные шедевры XX века». В другом сезоне они посещают концерты выдаю­ щихся солистов-инструменталистов с ор­ кестром. Иногда они совмещают по два цикла или посещают концерты разных або­ нементных программ на выбор. Но в любом случае мы узнаем своих постоянных слуша­ телей по реакции на наши выступления. Они очень точно реагируют на удачи и не­ удачи, но никогда не остаются безразлич­ ными к музьже, которую мы играем, и к нашему исполнению. К сожалению, в зале бывает и другая публика. Это люди, пришедшие на концерт либо случайно, либо приобретшие абоне­ мент из ложного престижа. Их реакция все­ гда однообразно вежливо-холодная. Актив­ но они реагируют только на громкие име­ на солистов вне зависимости от качества их игры и исполняемой музыки. И совер­ шенно равнодушны к удачам других испол­ нителей, пока менее известных, но неред­ ко более талантливых. Такой публике очень трудно играть, ведь исполнение — это не просто демонстрация музыки, а прежде всего эмоциональное общение. Поэтому мы очень любим играть в днев­ ных детских концертах. Здесь реакция за­ ла чрезвычайно непосредственная. Дети не терпят однообразия и скуки. Приходится очень тщательно, согласно музыкальным возможностям детей, подбирать репертуар для этих концертов. Подобные концерты существуют для разного возраста. И для младших школьников, и для старших, и для студентов. Обычно такие концерты прохо­ дят с пояснениями лектора-музыковеда. Это дает очень хорошие результаты. Дети вникают в смысл исполняемой музыки, зна­ комятся с историей создания произведе­ ний, с жизнью и творчеством композито­ ров. Таким образом, мы воспитываем на­ ших будущих постоянных слушателей для взрослых вечерних концертов. Но в этом отношении далеко не все бла­ гополучно. В Новосибирске 13 музыкальных школ, в каждой в среднем по 500 учащихся. Итого около 6,5 тысячи. < Закончив школу, они в основной своей массе не становятся профессиональными музыкантами, но и нашими слушателями не становятся. Странно, не правда ли?! В музыкальных школах детей учат играть на инструментах, учат с большим знанием дела, учат очень профессионально и быст­ ро. Но, к сожалению, любить и понимать музыку там научить не успевают. Требует­ ся выполнить довольно объемный план, который существует у каждого педагога на каждого ученика. Требуется подгото­ вить как можно больше технически осна­ щенных исполнителей, владеющих безуко­ ризненной техникой,— будущих лауреатов конкурсов самых различных рангов: от международных до внутриклассных. И проходят эти маленькие «спортсме­ ны» мимо нашего концертного зала, за все семь лет обучения так и не побывав ни на одном симфоническом концерте. А закон­ чив школу, они закрывают свой инструмент надежным замком, разумеется, если не сумели стать лауреатами или поступить в музыкальное училище, и уже больше ни­ когда к нему не притрагиваются. Мир му­ зыки для них ограничивается хорбшо осво­ енным попаданием на нужные ноты. Зато эстраду' заполняют любители. Они часто профессионально мало подготовле­ ны, с сомнительным вкусом, но любят то, что играют, до самозабвения. Настолько, что способны одарить (читайте — оглу­ шить) своей многоваттной любовью каждо­ го, кто пожелает прийти в зал. В результа­ те примитив, незнание, неумение начинают диктовать свои вкусы самой широкой пуб­ лике. Нам часто приходится сталкиваться с людьми, далекими от музыки. Такие встре­ чи происходят, как правило, за пределами концертного зала. Их суждения, их выска­ зывания и даже просто вопросы ставят нас в сложное положение, потому что непо­ священному порой бывает трудно объяс­ нить то, чему музыканты отдают всю свою жизнь. В то же время в таких беседах мы смотрим на себя иными глазами, как бы со стороны. В значительной мере именно это обстоя­ тельство заставило меня взяться за перо и рассказать о Новосибирском симфониче­ ском оркестре, его творческих задачах, мыслях и чувствах музыкантов, их взаимо­ отношениях друг с другом в процессе ра­ боты. Но самое главное — об их взаимоот­ ношениях с музыкой. ----- ♦ ------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2