Сибирские огни, 1978, № 11
138 СЕРГЕИ КРУЧИНИН ‘ Но как-то так всегда получается, что, в силу своей профессии, дирижерская бо лезнь за общее дело протекает серьезней и с частыми осложнениями. Гастролируя в одном из городов, мы услышали от музыкантов местного оркест ра такую историю. Когда несколько лет назад они впервые приехали в Новосибирск и репетировали на сцене филармонии, в зал вошел человек (тогда они еще не знали, что это был Кац). Он несколько минут внимательно слушал, потом громко на весь зал сказал: «Люби мый город может спать спокойно». И гордо удалился. И действительно, в эту ночь, как и во все последующие, наш город спал спокой но, с сознанием того, что его собственный оркестр гораздо лучше. В том оркестре с тех пор утвердилась эта шутка. Когда у кого-либо из музыкан тов случается «кикс»,— вспоминают фразу про любимый город. О хороших дирижерах рассказывать можно много, и музыканты любят о них вспоминать. Такие дирижеры умеют видеть произведение в целом, способны заставить «светиться» детали, а главное — наделены даром озарять, высекать искру из обще ния с музыкой и музыкантами. Но куда сложнее быть главным дирижером, руково дителем оркестра. От него зависит, каким будет оркестр — кучкой пусть замечатель ных, но все же отдельных музыкантов или уникальным творческим коллективом со своим, ярко выраженным характером. Глав ный дирижер должен быть не только са мым авторитетным музыкантом в оркест ре, но и умелым администратором. Часто второе оказывается важнее. А самое важ ное— умение подчинить людей своей воле, заставить их мыслить так, как требует того музыкальный замысел дирижера. Дирижер без воли не способен воплотить даже са мый гениальный замысел. Как-то отец Рихарда Штрауса, известный валторнист, долгое время игравший в орке стре, сказал: «Когда новый дирижер толь ко подходит к пюпитру, мы уже знаем, кто сегодня будет командовать — он или мы». Дирижировать — значит организовывать му зыку, организовывать музыкантов, органи зовывать музыкальную мысль. А вот другой взгляд на взаимоотноше ния оркестровых музыкантов с дирижером. Так думает наш первый гобоист Евгений Федоров. — Иногда слышишь нелепые утвержде ния, будто труд артиста оркестра лишен творческой свободы, сводится всего лишь к выполнению чужой воли, воли дирижера. Это, конечно, не так. Артист оркестра, вы полняющий волю дирижера, в такой же мере творческая личность, как и драмати ческий актер, следующий замыслу режис сера. Дирижер, подобно режиссеру, лепит форму исполняемого произведения, сле- дйт за целостностью этой формы, добива ется, чтобы каждый сольный кусочек не выпадал из общего контекста произведе ния. А солист оркестра, подобно драмати ческому актеру, силой своего дарования высвечивает авторский образ, обогащает его, интерпретирует... Дирижерский жест в общем-то очень условен, оставляет много простора для творческой фантазии. Хороший исполнитель может скрупулезно точно выполнять все мельчайшие указания дирижерской руки и в то же время каждый раз играть свое со ло по-разному. В талантливом солисте оркестра ценится прежде всего творческая личность. Помимо трудностей чисто музыкальных, есть еще и трудности психологические. Случается, дирижер приходит на репети цию раздраженный, злой, взвинченный. По ругался с администрацией, срываются гаст роли, не приехал вовремя гастролер, нет нот, нет афиш... , Забот много... На этот раз посмотреть дома партитуру было некогда. Дирижер по ка еще не воспринимает форму произве дения, ему не удается проникнуться на строением пьесы... Он проигрывает пьесу кусочками, от ошибки до ошибки, набрасы ваясь на каждого, кто допустил техническую промашку. Но вот приближается ваша сольная фра за. Чарующая музыка о любви и доброте человеческой. Во имя Музыки вы не долж ны реагировать на плохое настроение ше фа. Пусть дирижер сегодня механически- равнодушно отмеривает темп или с доса дой рассматривает сломанную палочку. Вы поете о любви! Пусть дирижер во время вашего соло бранит группу контрабасов — и весь поглощен этой перебранкой... Вы поете о любви! Пусть дирижер повернулся к вам спиной и дает какое-то указание ад министратору... Вы поете о любви! — Стоп! Давайте разберемся. А вы что думали? Вот сидите и думайте над нашим несовершенством. Общим!.. Мы играем. Дирижер вновь останавлива ет оркестр: Я не знаю, кто сейчас виноват. Не надо быть формалистами. У всех нас указания в нотах одинаковые. Но я хочу услышать то, что живет за графикой нот. Не надо мне доказывать, что я зря заставляю сто раз сыграть... Нужна музыка! Музыка — не только для музыкантов Жизнь музыкантов многим представля ется вереницей праздников, удач, успеха. И, действительно, у нас они бывают, хотя нельзя сказать, что мы ими избалованы, особенно в своем городе — наша публика требовательна Часто музыканты уходят со сцены неудовлетворенными, подавленными чувством собственного несовершенства из- за, казалось бы, совсем незначительных, порой незаметных не только публике, нр даже дирижеру, ошибок. А какие драмати ческие ситуации разворачиваются за кули сами, если случается что-то более серьез ное!.. Бывают и курьезные случаи. После Шестой симфонии Чайковского виолонче листка выговаривала своему соседу по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2