Сибирские огни, 1978, № 11
УТОЧНЕНИЯ'К АНКЕТЕ 137 меня: «А в чем дело?» — и я им объясняю, я вижу, как у них на лице появляется ка кое-то просветление. Очевидно, на них это действует тоже. Правда, это не дает сто процентной гарантии, но какая-то надежда все-таки тебя не покидает. Лучше это сде лать, чем не сделать... Многие из нас тоже так думают. Может, поэтому оркестр год .от года играет все лучше и лучше? Ну, а если серьезно, то только настоя щая целеустремленная работа может за- страхбвать от срывов и неудач, хотя потреб ность в психологической настройке перед выступлением громадна. И каждый ищет свои пути борьбы с волнением на сцене. Подобно спортсменам, музыканты должны суметь «выложиться» в короткий промежу ток времени. Но, в отличие от спортсменов, имеют право лишь на одну попытку. У музыкантов особое отношение ко вре мени. Ведь искусство музыки непосредст венно связано со временем, его пульсом, его протяженностью. Наша репетиция рассекается двумя ант рактами на три «заезда». Вероятно, это название идет от старых провинциальных оркестров, где чаще «сидели» музыканты с низким профессиональным уровнем. Между собой они называли дирижера «на ездником» и, разумеется, не потому, что он носил фрак, который в первоначальном своем значении служил костюмом для вер ховой езды. Чем опытнее дирижер, тем точнее он распределяет репетиционное время и ста рается извлечь из него наибольший эф фект. Это активизирует и дирижера, и му зыкантов. Иначе можно репетировать бес конечно. Здесь как раз и проявляется та самая борьба за эффективность и качество творЧескогу труда. Для иллюстрации маленькая сценка из нашей жизни. По каким-то причинам оркестр был на строен недостаточно точно. И дирижеру пришлось потратить несколько минут ре петиции на настройку. Настроив оркестр, он поднял часы и потряс ими над головой: — Пожалуйста, пять минут долой из ре петиционного времени. Я считаю, что это за счет оркестра. Антракт будет короче. — Почему же за счет оркестра? — воз мутился один из музыкантов.— Оркестр не обязан страдать из-за нескольких человек, которые не изволят подчиняться общим правилам. Пусть инспектор применяет ад министративные меры. — А я считаю, «то оркестру пора ус воить принцип, когда все отвечают за одно го.— Дирижер отсекал палочкой каждую свою 'фразу.— Оркестр — это не сумма му зыкантов, а единый организм, и если один из органов заболевает, эту боль чувствует весь оркестр, все страдают. — За то время, пока вы выговариваете оркестру,— не унимался музыкант,— мы могли бы выучить целую страницу. — Не могу начать репетиции, потому что не могу терпеть беспорядка в своем ор кестре. Я выбит этим из творческого состо яния. Мне нужно время, как и всем, чтобы прийти в норму и сосредоточиться на му зыке. Дирижер тоже человек! Последняя фраза вызвала смех. Чувство юмора очень часто выручало на шего маэстро, казалось бы, в самых без надежных, даже угрожающих ситуациях. Он улыбнулся, словно разом оттаял, и под нял палочку. — Девятый номер «Кармен-сюиты», по ка я чувствую себя торреро со шпагой, а не быком. Ну, давайте, кто кого! — и он пока зал начало жестом, будто бы взятым из испанского танца. Однажды я спросил у Арнольда Михай ловича, как строится его обычный день. — Я не знаю, как у других, но мой день начинается поздно вечером, когда, придя с работы или концерта, я мысленно проиг рываю следующий день. Каждое утро, начиная эавтоакать, я испы тываю ужас. Ужас потому, что еще не бы ло случая, чтобы кто-нибудь не позвонил и не «обрадовал», допустим, сообщением, что не сможет быть на репетиции, заболел и т. д. И я сразу вынужден решать, кем можно заменить и как это повлияет на программу концерта. И уже идя на репе тицию, я должен продумать план ее с уче том того, что изменилось утром. Уже много лет я приучил себя из-за по стоянной нехватки времени заниматься беспрерывно. Если мне предстоит концерт из произведений, которые я неоднократно дирижировал, то для меня нет ничего ин тереснее, как, идя по улице, сидя в маши не или в самолете и даже разговаривая с кем-то, искать новые грани раскрытия обра зов музыки, которой мне предстоит в ско ром времени дирижировать. Это очень ин тересно, потому что ощущение музыки у меня, во всяком случае, беспрерывно. Несмотря на то, что репетиционный про цесс— это серьезное испытание для нер вов, физическое напряжение, я со страхом думаю о том, когда репетиция кончится, потому что тогда я вынужден решать мно гочисленные вопросы, чаще всего не име ющие к музыке никакого отношения. Есть дирижеры, которые совершенно не выносят присутствия людей в зале во вре мя репетиции. На нашего дирижера это действует возбуждающе, подхлестывает — чисто артистическая черта. Общение с людьми — его стихия. Когда репетиция проходит гладко, уже многое получается, но вдруг происходит какая-то мелкая неточность, может быть случайная, он любит поиграть с оркестром и часто спрашивает: «Ну, кто виноват?» Как прави ло, каждый музыкант видит ошибку «со своей колокольни» и мнения разделяются. Тогда Арнольд Михайлович торжественно объявляет, что он думает по этому поводу. Но однажды после такого вопроса — кто виноват? — оркестр ответил хором — «Ди рижер!» И был абсолютно прав. Ведь ди- рижер тоже... музыкант.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2