Сибирские огни, 1978, № 11
136 СЕРГЕЙ КРУЧИННЫ К счастью, подобное случается довольно редко. За двадцать с лишним лет с оркестром работали многие выдающиеся музыканты, дирижеры: Ардженто (Италия), Данон (Югославия), Иваки (Япония), Корд (Поль ша), Кондрашин (СССР), Митчел (США), Рождественский (СССР), Цекки (Италия). Такие встречи являются громадным твор ческим стимулом для коллектива. Оркестр растет очень активно, очень ощутимо. Это заметно даже нам — его участникам. Но!.. Но наш главный дирижер имеет на этот счет свое особое мнение. Это ощу щается тем сильнее, чем больше он от сутствует, гастролируя по городам и стра нам, в то время как с нами работают дру гие дирижеры, гастролирующие у нас. Вернувшись, наш главный на первой же репетиции устраивает оркестру встряску под кодовым названием «С приездом, Ар нольд Михайлович!», и мы испытываем всю сладость первой встречи после долгой раз луки. Он считает, что плохие дирижеры развращают оркестр низким уровнем, а к хорошим, смею вас уверить, он тайно нас ревнует: «Им нет дела, что вынесет оркестр из этих репетиций. Для них главное — про извести впечатление». Но то, что отказать ся от гастролеров и гастролей невозможно, он знает не хуже нас. Это значило бы ли шить оркестр и публику новых впечатле ний, а стало быть, полнокровной творче ской жизни... Сегодня нашему дирижеру никак не уда ется распалиться по-настоящему. Наверное, не хватает обычной публики, которая часто бывает у нас на репетициях. Это ученики маэстро, музыканты из оперы или консер ватории, студенты. — Уже перетянули. Когда начинается эта идиотская формалистика, я ничего не понимаю в музыке. Речь о том, чтобы вы открыли уши. Вот когда вы почувствуете, как надо играть... Мы опять играем, пытаясь отсеять из вы сказываний маэстро только необходимое... — Нет, нет. Володя, миленький, вот вось мушка ваша,— поет... Еще разочек... Я сочувствую Владимиру Лузину. Он прекрасный музыкант, много лет является первым фаготистом в нашем оркестре, но сейчас ему трудно. В оркестре вообще очень трудно солировать. Кругом сидят му зыканты и ловят каждую твою ноту. Появ ляется чувство оголенности. Да еще до тошный дирижер! А ведь его задача ука зывать на недостатки музыканта. Вот и получается, что он всегда прав, а мы всег да — нет. Конечно, и тут существует при вычка. Но многие не выдерживают этого напряжения, в особенности люди с обо стренным чувством самолюбия. Репетировали 6-ю Чайковского с талант ливым киевским дирижером Турчаком. Эта симфония начинается с квинты у контра басов, которую требуется взять очень тихо, да еще в высокой позиции. Получалось все время фальшиво. И тогда Турчак начал спрашивать по пультам, с последнего. То есть музыканты играли по двое, так, как стояли за пультами. И когда очередь до шла до контрабасистов 1-го пульта, они сы грали наименее точно! Музыкант, стоявший недалеко от концертмейстера, рассказывал, как у того тряслись руки, он стрвшно вол новался, а ведь играть нужно было не толь ко очень тихо, но и чисто. У Турчака было удивленное выражение лица: первый пульт сыграл хуже всех! Тогда концертмейстером был очень хо роший музыкант. Он побледнел: «Мне уй ти?» На что Турчак ответил: «Отчего же?» Но музыкант отставил свой контрабас и больше не появлялся на репетициях, даже когда Турчак приехал к нам во второй раз и репетировал другую музыку. Не знаю, бывает ли такое с людьми дру гих профессий. Возможно, бывает, но, ду мается, не так часто. А чего стоит волнение на концерте, ко торое вдруг проходит, как рябь по воде, через весь оркестр, стоит только одному человеку сыграть не совсем точно (чаще публика этого не замечает — в этом закон и требование артистизма), а нам и Дириже ру стоит огромных эмоциональных усилий овладеть своими чувствами. И не всегда это удается. Тогда произведение получает ся скомканным, а ведь публике нет дела до нашего волнения. Дирижер тоже музыкант В сущности, оркестр напоминает госу дарство, управляемое волевым и решитель ным человеком, но чаще дружную семью, в которой со временем все становятся по хожими друг на друга. И это не только в музыке, но и в жизненных мелочах. Появ ляются общие шутки, общая манера гово рить, или вдруг все «заболевают» часами, теми, что носят на руках. Кстати, наш маэ стро считает, что если не хватает времени, лучше всего коллекционировать часы. Правда, у него больше одних никогда не бывает. Ну, а споры — само собой — в ка кой семье их не случается? В основном они ведутся из-за штрихов. Это вторая слабость нашего дирижера. Но самое ужасное, что наш маэстро суе верен. Правда, он объясняет это иначе. — Наверное, каждый музыкант немно жечко сумасшедший. Я, например, знаю очень крупных музыкантов, которые перед началом концерта настолько волнуются, что вынуждены лечь, чтобы как-то успоко ить свои нервы. Лечь на диван, если тако вой имеется, или оказаться в пустой комна те, чтобы как-то справиться со своим волне нием без свидетелей. У меня тоже есть маленький «сдвиг по фазе», как теперь го ворят. Я как-то себя приучил обязательно выходить с правой ноги. В нашем зале есть на полу такая полоса. И вот, если я ее пе решагиваю, то у меня как-то больше уве ренности, что концерт пройдет хорошо. И поэтому даже своих учеников и гастроле ров, с которыми мне приходится высту пать, я предупреждаю: «Вы только, пожа луйста, перешагните правой ногой эту по лосу». И вы знаете, когда они спрашивают
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2