Сибирские огни, 1978, № 11
УТОЧНЕНИЯ К АНКЕТЕ 135 мость — как в ночном полете при низкой облачности. Кроме того, у каждой группы инструментов своя скорость звукоизвлече- ния, т. е. звук возникает не сразу, как толь ко музыканты начинают дуть в лабиринты «садовых колец» валторн или вести смыч ками по толстым контрабасовым струнам, а через некоторый промежуток времени. Остается рассчитывать на... Дирижер показал ауфтакт... вот уже первая доля... И последняя мысль —■ больше ждать нельзя! Аккорд! — Не вместе,— говорит дирижер.— Еще раз... Слушайте контрабасы... У меня есть свой тайный прием. Перед началом звука я набираю в легкие возду ха, как это делают духовики, и... выпускаю с началом движения смычка... — Так... Больше пения... Снимать на вось мушке... У человека, играющего в хорошем ан самбле, бывают удивительные ощущения. Вдруг через вас начинает идти .ток взаимо понимания. Что это такое, откуда — не понятно. Но это доставляет огромное на слаждение. И чем больше люди играют вместе и стараются понять друг друга, тем они получают от этого больше наслажде ния, ну а публика — будем говорить скром нее — удовольствия. У большинства современных оркестров звук появляется через некоторый проме жуток времени после взмаха дирижера. У одних оркестров он больше, у других — меньше. Такова манера. И к ней необходи мо привыкнуть. — Почему поздно? Сколько я трачу энергии, столько и вы должны затратить. Но не только так проявляется ансамбле вое чувство. Однажды у нас произошел ко мичный случай. Скрипач-гастролер играл концерт с оркестром, и в одном месте, после фразы сольной скрипки, ту же фра зу повторяла флейта. Скрипач сделал ошибку: то ли по небрежности, то ли не успел привыкнуть к новосибирскому вре мени после перелета, но эту же ошибку с подчеркнутой «точностью» повторил и флейтист. Скрипач с удивлением посмотрел в лицо добродушного флейтиста, еще не зная, как отреагировать, а дирижер не брежно бросил: — У нас только так. Полный ансамбль. Правда, до сих пор никто не знает, пошу тил флейтист или повторил это чисто ме ханически. — Опять не вместе. Разве вы не слыши те, что альтисты отстают?.. Искать в себе недостатки — это очень полезно! Все-таки приятно сознавать, что наши не достатки нужно искать. Значит, они не так очевидны. Но иногда бывает, что свои несовершен ства мы ощущаем как физическую боль. Ре петировали скрипичный концерт Брамса. С нами играл Давид Федорович Ойстрах. И вот во 2-й, медленной части он остановил ся и сказал очень деликатно, как только он это умел: — Здесь вы играете по слогам. Мне ка жется, оркестр мог бы отнестись внима тельней к моей игре и внимательней слу шать. Я здесь делаю «пиано» к фа-диез.-— И он показал на скрипке, как это нужно иг рать. И как показал! Об этом не расска жешь. А мы слушали и просто не успевали делать все то, что требовал этот гениаль ный мастер. После окончания консерватории мы час то приходим в оркестр с огромным само мнением, с тщеславными надеждами, еще не осознавая, какая трудная работа нас ждет. Не сразу мы привыкаем к мысли о том, что творчество у нас коллективное, и вся сила и смысл в единстве наших помыс лов и устремлений, что целое зависит ■ равной мере от каждого из нас, что толь ко в оркестре с его безграничными воз можностями можно ощутить себя соучаст ником великого музыкального про цесса. Музыканты любят поговорить о музыке. В антрактах. И с трудом выносят дириже ров, которые, вместо того, чтобы показать жестом, пространно объясняют смысл му зыки, привлекая целую галерею самых различных образов, порой даже начинают читать стихи. Для нас это бесплодный ме тод. Ведь у каждого оркестранта во время работы рождается свой круг образов, а это значит — 90 вариантов часто осознан ных только чисто музыкально, не перево димых на слова. Но поскольку совершенно без слов дирижер не может обойтись, он должен говорить очень емко, используя об разы, которые содержат в себе еще и тех нологические указания. Работал с нами дирижер, кажется, из Мексики, так вот он на протяжении всех репетиций ограничивался лишь двумя вы ражениями. Когда мы доигрывали симфо нию до конца, он говорил: «Да каппо», что означает «сначала». А в кульминациях, прижимая пальцы к виску, он кричал вы соким голосом, перекрывая медную мощь оркестра,— «Концентрацион!»,— что нужно было понимать одновременно и как экс прессию, и как внимание. Помнится, он очень полюбился оркестрантам. Был он хорошим музыкантом, хотя его манера ра ботать вызывала улыбки. Слово в музыке имеет особый вес, по этому каждое такое слово запоминается. И когда однажды дирижер, репетируя скрипичный концерт Чайковского, сказал, обращаясь к ударнику, что «этот акцент — как толчок сердца, а не удар по барабану», то это имело мгновенный отклик в душе му зыканта, и музыка преобразилась'. Точно так же запоминаются и характерные жес ты. И упаси бог применять их неточно. Один из дирижеров-гастролеров в увер тюре к «Летучей мыши», в месте, которое не получалось ритмично, применил извест ный жест выдающегося немецкого дириже ра Караяна. Двухдольный метр в начале Пятой симфонии Бетховена — помните сло ва композитора: «Так судьба стучится в дверь»? — Караян выстукивал в области сердца, как бы имитируя его удары. И то, что было в Бетховене раскрытием смысла, в изящной, но легковесной увертюре Штра уса стало нелепым и пошлым.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2