Сибирские огни, 1978, № 11
134 СЕРГЕИ КРУЧИНИН инспектора, а исходя из собственных худо жественных соображений. В общем, отно шения с сибирской музыкой у нас самые дружественные. Среди фотографий, хранящихся у наших музыкантов и в фотоархиве оркестра, зна чительное и наиболее почетное место за нимают портреты музыкантов, с которыми у оркестра завязалось творческое взаимо понимание, чей талант и художественный темперамент были близки характеру ор кестра. Среди большого количества имен хо чется выделить два имени. Это — Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Давид Федоро вич Ойстрах. Давид Федорович не раз бывал с кон цертами в Новосибирске, но обычно при езжал в качестве солиста, а в последний свой приезд он дирижировал оркестром и, кроме того, играл с нами как солист. Помню, кто-то из молодых дирижеров ут верждал, что Ойстрах не дирижер, и музы канты играют ему не как дирижеру, а как уважаемому Давиду Федоровичу.' Но это было нелепо слышать. Я не помню случая, чтобы хоть один оркестр играл хорошо, только из уважения к человеку. Тем не менее, мы ждали первой репетиции, чтобы узнать, как же Ойстрах дирижирует на са мом деле. И вот вошел человек небольшо го роста (прежде я никогда не видел его так близко) и, когда он проходил через оркестр к дирижерскому пульту,— оркестр встал — такое случается не часто, так ог ромно уважение музыкантов к этому вели кому мастеру. Ойстрах улыбнулся. У него была очень приятная, добрая улыбка. Ка кое-то время он стоял молча за пультом, вертел в руках палочку, разглядывал ор кестр и молча улыбался. А когда на чал репетировать, у него оказался стерший ся, как на старой граммофонной пластинке, голос, с шипом. С Давидом Федоровичем было очень удобно играть. Никаких ненуж ных, лишних замечаний. Оркестр в 90 че ловек с замиранием сердца следил за каж дым жестом, каждым словом. Это были удивительные репетиции! В партиях Второй симфонии Брамса стоя ли его штрихи (характер и направление движения смычка). Очень естественные и удобные. Стелла Бахметьева — бывший концертмейстер нашей виолончельной группы, к сожалению, ныне покойная, в антракте, переписывая штрихи Ойстраха в наши партии, говорила: — Все время вертится в мозгу слово — «мудрый». Действительно — мудрый. В это время сам Ойстрах играл «блиц» в шахматы с оркестрантами. Играл спокойно, даже умиротворенно, стоя в какой-то очень удобной позе, с дирижерской палочкой под мышкой, словно дирижерская палочка — такой же естественный его придаток, как и скрипка. Что же касается Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, то встречи с ним были не столь часты, как с Ойстрахом, но мы постоянно общаемся с его удивительной музыкой. В репертуаре оркестра все симфонии этого выдающегося композитора. И всякий раз, работая над ними, мы как бы погружаем ся в мир его любви и ненависти, открывая для себя и, надеемся, для слушателей но вые стороны творчества композитора и все глубже проникая в суть его произведе ний— музыка Шостаковича чрезвычайно многозначна и глубока. Это — стенография чувств гражданина нашего советского об щества. Недаром именно ЦТостаковина на зывают музыкальной совестью века. Дмитрий Дмитриевич был очень добрым и отзывчивым человеком, но в искусстве не признавал компромиссные решения, всей душой стоял за гуманизм и высокий про фессионализм творчества. Поэтому для нас самой большой наградой является его от зыв о нашем оркестре, как об одном из лучших симфонических коллективов стра ны, и мы считаем — это далеко не до конца оплачено нашим трудом, чувствами, мыс лями. Наш характер Наша работа, если мы не на гастролях, протекает в концертном зале филармо нии, который находится в здании ТеатЯЗ оперы и балета. Музыканты начинают собираться за час до начала работы. Разыгрываются, настраива ют инструменты, просматривают произве дения, которые предстоит сегодня репети ровать. Эти звуки можно было бы назвать произ водственным шумом, разложить на отдель ные голоса, вычислить количество децибел... и запретить, как белый шум, превыша ющий всякие нормы безопасности. Но для каждого из девяноста моих това рищей по оркестру эти звуки такие же привычные, как шум заводского цеха для рабочего. С каждым годом они становятся для нас все более необходимыми. С них более двадцати лет подряд оркестр начи нает свой трудовой день. И каждый музы кант, входя утром в зал, по-своему вслуши вается в эту беспорядочную звуковую пе рекличку. Ровно в десять появляется наш главный дирижер Арнольд Михайлович Кац. — Доброе утро! Он называет сочинение, над которым ор кестр будет работать. Мы открываем ноты и по жесту дири жера поднимаем инструменты... Теперб необходимо вместе начать. Смею вас уверить — это наиболее ответственный момент в оркестровой игре, особенно, ес ли дело касается коротких нот. Когда рука дирижера сделает замах — «ауфтакт», указывая темп, опустится на первую долю и затем на взлете перед са мым движением на вторую, нужно уколоть струну смычком... При этом требуется учесть массу разнообразных обстоятельств. Те, кто сидит с правого края, услышат звук сидящих в левом конце оркестра лишь че рез несколько мгновений после действи тельного возникновения звука, а види
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2