Сибирские огни, 1978, № 11

132 СЕРГЕЙ КРУЧИНИН выстраивая в своем воображении нечто далекое от реальности, сильно идеализи­ руют. Это ощущение дистанции давнее. Обуче­ ние в музыкальной школе, затем училище и, наконец, в консерватории довольно чет­ ко определило наш круг друзей и знако­ мых. Я знаю, что многие из нас избегают сообщать о своей профессии новым знако­ мым. Так проще общаться с людьми. Недавно к нам в оркестр приходили со­ циологи. Мы заполняли составленные ими длиннющие анкеты, которые вскоре будут обработаны электронно-вычислительной ма­ шиной, и, вероятно, появится некий усред­ ненный образ, а точнее формула музыкан­ та симфонического оркестра. Не берусь судить, насколько она будет точна, но уве­ рен, что значительная часть нашей обще­ оркестровой души останется за ее преде­ лами. ...Пестрая, возбужденная толпа атакует отдел грампластинок в ЦУМе. По составу Эта публика напоминает какой-нибудь вер­ нисаж или просмотр модного фильма. В ос­ новном люди молодые. Толпу прошивают намозолившие глаза спекулянты пластинка­ ми. Оказывается, уценили некоторые запи­ си серьезной музыки. Стравинский, оба Чайковских — Петр Ильич и Борис Александрович, и еще, и еще... в исполнении лучших коллективов страны «идут» по десять копеек! Мравин- ский — 10 коп., Светланов — 10 коп., Ойст- рах вместе с сыном— 10 коп., квартет име­ ни Бородина — 10 коп... Не скрою — я многое купил. Купили пла­ стинки и мои товарищи по оркестру. Купили то, что представляло для нас про­ фессиональный и просто слушательский ин­ терес, что давно хотелось купить. Купили потому, что либо прежде прозевали ти­ раж, либо из соображений экономии сдерживали свои желания. Вполне естест­ венно. Но отчего-то нам было не по себе от этой распродажи. Почему 10 копеек, а не 35 или не рубль? В чем критерий труда, наконец, вдохновения наших величайших собратьев' по искусству? Уж лучше бесплат­ но! По крайней мере понятно. Тогда это дар, благородный жест... К чему эта деся­ тикопеечная символика ценности?! На протяжении всей истории музыканты, артисты, художники щедро делились своим искусством с народом. Примеры перечис­ лять не стоит — они общеизвестны. Но уж если человек платит за подлинное произ­ ведение искусства, он должен знать — це­ на ему не 10 копеек. Рассуждая таким образом, мы, естествен­ но, не могли не коснуться своей кварталь­ ной премии. Цеховой комитет оркестра ревностно следит за премией, которая в последнее время выдается нам почти регулярно. Он скрупулезно делит ее между оркестранта­ ми, пытаясь в не очень больших суммах все же проиллюстрировать вклад каждого музыканта в общее дело. Но многие ли из вас, дорогие читатели, знают, что премию мы получаем не свою. Чужую! Правда, в отличие от героев пьесы Гельмана, у нас пока от нее никто не отказался. И все же премйя чужая, и нас это обстоятельство не может оставлять равнодушными. Эта премия не зависит от качества и ин­ тенсивности нашей работы, то есть от рабо­ ты симфонического оркестра филармонии. Все зависит от выполнения финансового плана всей филармонией. А план этот вы­ полняется за счет эстрады. «— Вы хотите попасть на концерт Маго­ маева, мюзик-холла, цыганского ансамбля, ансамбля лилипутов? - Да! — Тогда возьмите абонемент на симфо­ нический концерт». Традиционная нагрузка А тот, кто инте­ ресуется только симфонической музыкой, но инертен и сам не пойдет в кассу за би­ летом, абонемента иметь не будет, в го время как купленное в нагрузку место окажется, пустующим Зато мы можем быть уверены — премию получим. Все! Поэтому усилия рекламы, уполномочен­ ных по продаже билетов и прочих филар­ монических служб напраЛены главным об­ разом на организацию именно эстрадных концертов. Здесь основа ее благополучия и процветания. И живет лауреат Всесоюзного и Всерос­ сийского конкурсов — «нерентабельный» симфонический оркестр — в золушках у эстрады. К сожалению, это беда не одной Новосибирской филармонии. Мода! А нельзя ли и ее организовывать, плани­ ровать, направлять экономическими рыча­ гами? Из истории За десять последних лет Новосибирский симфонический оркестр обновился почти наполовину. Происходит как бы естествен­ ный отбор. Наиболее способные и сильные музыканты вытесняют слабых. Качествен­ ные перемены происходят постепенно, но в конце концов слабые уступают и уходят из коллектива навсегда. Организм оркестра обновляется. Это вполне нормальный про­ цесс творчески здорового коллектива. Ис­ кусство не любит слабых. Каждый новый музыкант, прежде чем «сесть» в оркестр, должен выдержать кон- курс, который состоит из сольной про­ граммы и читки с листа. Конкурсы прово­ дятся и внутри коллектива, если музыкант претендует на лучшее место в оркестре. От подобных конкурсов зависит престиж му­ зыканта, и уж здесь никому и ничто не про­ щается. Недавно мы собрались по печальному по­ воду — смерти одного из наших товарищей. Начали вспоминать, достали фотографии... 1975 год. Большой зал Московской кон­ серватории. Мы репетируем на сцене, на фоне знаменитого органа. Вечером реша­ ющее выступление — заключительный тур Всероссийского конкурса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2