Сибирские огни, 1978, № 11
132 СЕРГЕЙ КРУЧИНИН выстраивая в своем воображении нечто далекое от реальности, сильно идеализи руют. Это ощущение дистанции давнее. Обуче ние в музыкальной школе, затем училище и, наконец, в консерватории довольно чет ко определило наш круг друзей и знако мых. Я знаю, что многие из нас избегают сообщать о своей профессии новым знако мым. Так проще общаться с людьми. Недавно к нам в оркестр приходили со циологи. Мы заполняли составленные ими длиннющие анкеты, которые вскоре будут обработаны электронно-вычислительной ма шиной, и, вероятно, появится некий усред ненный образ, а точнее формула музыкан та симфонического оркестра. Не берусь судить, насколько она будет точна, но уве рен, что значительная часть нашей обще оркестровой души останется за ее преде лами. ...Пестрая, возбужденная толпа атакует отдел грампластинок в ЦУМе. По составу Эта публика напоминает какой-нибудь вер нисаж или просмотр модного фильма. В ос новном люди молодые. Толпу прошивают намозолившие глаза спекулянты пластинка ми. Оказывается, уценили некоторые запи си серьезной музыки. Стравинский, оба Чайковских — Петр Ильич и Борис Александрович, и еще, и еще... в исполнении лучших коллективов страны «идут» по десять копеек! Мравин- ский — 10 коп., Светланов — 10 коп., Ойст- рах вместе с сыном— 10 коп., квартет име ни Бородина — 10 коп... Не скрою — я многое купил. Купили пла стинки и мои товарищи по оркестру. Купили то, что представляло для нас про фессиональный и просто слушательский ин терес, что давно хотелось купить. Купили потому, что либо прежде прозевали ти раж, либо из соображений экономии сдерживали свои желания. Вполне естест венно. Но отчего-то нам было не по себе от этой распродажи. Почему 10 копеек, а не 35 или не рубль? В чем критерий труда, наконец, вдохновения наших величайших собратьев' по искусству? Уж лучше бесплат но! По крайней мере понятно. Тогда это дар, благородный жест... К чему эта деся тикопеечная символика ценности?! На протяжении всей истории музыканты, артисты, художники щедро делились своим искусством с народом. Примеры перечис лять не стоит — они общеизвестны. Но уж если человек платит за подлинное произ ведение искусства, он должен знать — це на ему не 10 копеек. Рассуждая таким образом, мы, естествен но, не могли не коснуться своей кварталь ной премии. Цеховой комитет оркестра ревностно следит за премией, которая в последнее время выдается нам почти регулярно. Он скрупулезно делит ее между оркестранта ми, пытаясь в не очень больших суммах все же проиллюстрировать вклад каждого музыканта в общее дело. Но многие ли из вас, дорогие читатели, знают, что премию мы получаем не свою. Чужую! Правда, в отличие от героев пьесы Гельмана, у нас пока от нее никто не отказался. И все же премйя чужая, и нас это обстоятельство не может оставлять равнодушными. Эта премия не зависит от качества и ин тенсивности нашей работы, то есть от рабо ты симфонического оркестра филармонии. Все зависит от выполнения финансового плана всей филармонией. А план этот вы полняется за счет эстрады. «— Вы хотите попасть на концерт Маго маева, мюзик-холла, цыганского ансамбля, ансамбля лилипутов? - Да! — Тогда возьмите абонемент на симфо нический концерт». Традиционная нагрузка А тот, кто инте ресуется только симфонической музыкой, но инертен и сам не пойдет в кассу за би летом, абонемента иметь не будет, в го время как купленное в нагрузку место окажется, пустующим Зато мы можем быть уверены — премию получим. Все! Поэтому усилия рекламы, уполномочен ных по продаже билетов и прочих филар монических служб напраЛены главным об разом на организацию именно эстрадных концертов. Здесь основа ее благополучия и процветания. И живет лауреат Всесоюзного и Всерос сийского конкурсов — «нерентабельный» симфонический оркестр — в золушках у эстрады. К сожалению, это беда не одной Новосибирской филармонии. Мода! А нельзя ли и ее организовывать, плани ровать, направлять экономическими рыча гами? Из истории За десять последних лет Новосибирский симфонический оркестр обновился почти наполовину. Происходит как бы естествен ный отбор. Наиболее способные и сильные музыканты вытесняют слабых. Качествен ные перемены происходят постепенно, но в конце концов слабые уступают и уходят из коллектива навсегда. Организм оркестра обновляется. Это вполне нормальный про цесс творчески здорового коллектива. Ис кусство не любит слабых. Каждый новый музыкант, прежде чем «сесть» в оркестр, должен выдержать кон- курс, который состоит из сольной про граммы и читки с листа. Конкурсы прово дятся и внутри коллектива, если музыкант претендует на лучшее место в оркестре. От подобных конкурсов зависит престиж му зыканта, и уж здесь никому и ничто не про щается. Недавно мы собрались по печальному по воду — смерти одного из наших товарищей. Начали вспоминать, достали фотографии... 1975 год. Большой зал Московской кон серватории. Мы репетируем на сцене, на фоне знаменитого органа. Вечером реша ющее выступление — заключительный тур Всероссийского конкурса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2