Сибирские огни, 1978, № 11

ИСКУССТВО УТОЧНЕНИЯ Симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии создан в 1956 году. Середина 50-х годов — время интенсифи­ кации строительства и освоения бескрайних просторов Сибири. Поистине сибирскими темпами совершенствовалось и искусство молодого симфонического оркестра. 1961 год. Первая премия на Всероссий­ ском смотре-конкурсе симфонических ор­ кестров. 1970 год. Первые зарубежные гастроли. Фестиваль «Мартовские дни» в Болгарии. 1975 год. Оркестр вторично становится лауреатом и занимает первое место на Всероссийском смотре-конкурсе. 1976 год. Участие в трех фестивалях — «Московские звезды», имени Чайковского в Ижевске и имени Глинки в Смоленске. 1977 год. Первая премия на Всесоюзном смотре-конкурсе симфонических оркест­ ров. 1978 год, март. Оркестр дает свой 2500-й концерт. В его репертуаре все лучшее, что было создано для симфонического оркестра, на­ чиная с X V III века и кончая сегодняшним днем. Он стал первым исполнителем всех симфонических произведений сибирских ав­ торов. Почти все артисты оркестра — выпускники Новосибирской государственной консерва­ тории имени Глинки. Со дня основания руководит оркестром заслуженный деятель искусств РСФСР Ар­ нольд Кац. Сейчас оркестр Новосибирской филармо­ нии готовится к гастролям в Москве и Италии. Сколько стоит Чайковский? После одного концерта в полупустом за­ ле районного Дома культуры, до которого Сергей Кручинин К АНКЕТЕ Моим друзьям-оркестрантам мы, артисты оркестра, добирались несколь­ ко часов и потом, раздраженные, ехали назад в тряском и изрядно пропыленном автобусе, мой товарищ по оркестру, при­ держивая коленями виолончель, сказал: — Когда мальчишкой я попадал на сим­ фонические концерты, музыканты, одетые во фраки, представлялись мне существами идеального мира. Я не мог даже предполо­ жить, что они способны есть, спать, вообще заниматься чем-то простым, обыденным, житейским. И если даже, напрягши вообра­ жение, я все же сознавал, что они такие же люди, как и все прочие, как я сам, как мои родители, как соседи, сидящие рядом, я стыдился дерзких своих мыслей и старался избавиться от них, даже забыть. Жажда идеального легко побеждала... Теперь, си­ дя на сцене и глядя в зал на публику, я иногда вспоминаю того мальчика, и мне становится стыдно за обыденность своих мыслей, за желтое пятно на рубашке, о ко­ тором, слава богу, никто не догадывается, за свою усталость и за то, что я уже не тот мальчик. ...В оркестр часто приходят письма, в ко­ торых слушатели выражают самые искрен­ ние и высокие чувства, связанные с музы­ кой. Порой мы не замечаем, как люди не сразу покидают зал по окончании концер­ та, пытаясь незаметно промокнуть глаза платком, пряча свои чувства от окружаю­ щих. Мы благодарны им. Никакиэ аплодисмен­ ты не способны заменить такого. После концерта, проходя через фойе к гардеробу, мы постоянно ловим на себе испытующие, заинтересованные взгляды наших слушателей. Эти люди чрезвычайно редко заговаривают с нами, хотя большин­ ство из них мы знаем в лицо много лет, да­ же раскланиваемся на улице. Иногда ка­ жется — они стесняются нас, возможно, 9*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2