Сибирские огни, 1978, № 10
Я СЕГОДНЯ ОБ ЭТОМ вспомнил ... 51 И споем-ка песню погромче. Чтоб светило им солнце счастья. Дальше мужчины заспорили с женщинами: Первый мужской голос: «Не буду больше спорить с тобой, и состя заться в айтысе 1 не стану. Оказывается, ты акын. Только нет для тебя здесь хомыса или чатхана, чтобы петь песни бесконечно на этом про сторном поле». Второй мужской голос: «Она, как я знаю, никогда не оставалась по бежденной в айтысе. Всегда только побеждала!» Женский голос: «Кто хвалит тебя на глазах, у того таится зло в ду ше. А человек с доброй душой скажет хорошее там, где тебя нет. Я не нуждаюсь в похвалах, потому что я сама себе цену знаю. Я не склонна блистать среди людей, но не хочу и остаться хуже всех». Мужские голоса: «Верно, верно! Не будем с тобою спорить! Будешь нас поддерживать словами перед Пиликой, если благополучно пере шагнем его порог. А то еще он вздумает не пускать нас с невестой!» Голос женщины-акына: «Нет, такого не будет. Мы едем по его при глашению и в точный срок. Там ждут нас для встречи родители невесты. Разве вы не видите двух верховых за речкой? Первая встреча будет с ними. Для них у нас есть бочонок пива». В ту же минуту я увидел за речкой двух верховых. Они стояли ря дом в ожидании свадебных повозок и держали между собою длинный шест. Для чего они его взяли? Или хотят бить подъехавших к ним людей? Мы с Иванушкой шли осторожно, будто боясь, что нас не выдер жит земля. Вскоре головная повозка, где ехали Павел с Хыспинчей, переезжая через речку, остановилась перед верховыми, и две женщины, сойдя с та рантаса, стали разговаривать о чем-то с ними и отдали им что-то в ма леньком ведре. Тогда верховые, отойдя друг от друга, подняли вверх длинный шест, держа его с двух концов, и первая повозка проехала под шестом, как в ворота. Другие последовали за ней. А верховые поскакали куда-то на холм, неподалеку од кошары. Там они остановились, слезли с коней, сели на землю и стали пить пиво, «до бытое» при встрече с головной повозкой. Я посадил Иванушку на свои плечи и перешел речку вброд. И вот мы, наконец, у нашей бывшей избы и юрты, где теперь жил дядя Пилика со своей семьей после того, как стал чабаном. Тут собралась полная ограда людей, встречающих и встречаемых. Но среди них не было дяди Пилики, тети Аничек, моей матери и Наски-нигечи. Перед тем, как войти в Юрту, встречающие заставили Павла рас- * колоть толстый чурбан, и он одним махом расколол его пополам. Потом он с невестой в сопровождении двух молодых мужчин и женщин вошел в юрту, держа на руках бочонок вина и кожаный мешок с гостинцами у мужчин. Все утихли, и стало слышно, как один из мужчин говорил от имени вошедших: — Из-за речки мы приехали, устали наши кони. С добрым желани ем к вам зашли — примите сваты, ваших детей. Потом прозвенел голос женщины-акына: — Через поле мы ехали, черного ворона не встретили. Мирной жиз ни мы желаем, без горя-слез жить хотим. Чем мы богаты, не вздыхая, примите. Тот, кто с вами встречается, пусть будет добрым вашим зятем. Потом был слышен ответный голос дяди Пилики: — Мне нечего сказать, сваты Мои. Тот, кого вы привели с моей до черью, тоже будет мое дитя. Я принимаю их с добром. Пусть они живут 1 А й т ы с — состязание в песнях-тахпахах. 4*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2