Сибирские огни, 1978, № 10

У КНИЖНОЙ п о л к и 191 Ннколай Самохин. Где-то в городе, на окраине... Издательство «ПИВ», Варшава, 1978. К о гд а в тр е х п о д р яд книжных м агазинах, р асп олож ен ны х в ц ен тре б о л ее чем по­ лум и ллионного го р о д а, нет разы скиваем ой книги, в читателе про сы п ается охотничий инстинкт. К акая-то н епр ео до лим ая сила не д а е т те б е усп око иться, пока, наконец, не полож иш ь п ер е д со бой д рагоц енны й тр о ­ ф ей . И уж е не важно, сколько при этом п риш лось сд ел ать окольны х ходов, сколь­ ко п риш лось использовать стары х зна­ ком ств и завести новых — важ ен конечный р езул ьтат. Н а р ец ен зен то в р асп р о стр ан яется то ж е правило — охота на книгу. С те м только сущ еств ен ны м д оп олн ен ием , что п р о ф ес­ сиональны й опы т заставл яет теб я пред чув­ ствовать н екую чи тательскую , а м ож ет, и ли тер атур ную сенсац ию . Я со зн ател ьн о п одчеркиваю зд е сь сущ еств ую щ ее расхож ­ д ен и е м еж д у читательским и и чисто лите­ ратурны м и кри тер иям и . Но делая это, сп е­ ш у тут ж е, во вступлении, заверить, что в кни ге, о кото ро й и дет речь — Н иколай С а ­ м охин, «Гд е-то в го р о д е , на окраине...»,— д о сто и н ства и с той, и с д р уго й то чек зр е ­ ния вы раж ены д о стато ч н о яркр. П о стар аю сь это д оказать. Точно рассчи танны м прием ом , хотя это, возм ож но , не ср а зу зам е тн о , автор придал св оей повести о п р ед ел е н н ую конструкцию в виде девяти глав и послесловия, о кото­ р ом сл е д у е т п оговори ть о со б о . Э ти свое­ об р азны е «десять зап овед ей » при сутству­ ю т в книге, од н ако , не для то го , чтобы об легчить читателю поним ание текстов. То чн ее го во ря, не то лько для это го . С уть в том , что б л аго д ар я им прочитанное ока­ зы в ается как бы р азлож ен ны м «по полоч­ кам », то есть по происхо дящ им в хроноло­ ги ческо м п о р яд ке эп изод ам . Причем это эп и зод ы са м о го р азли чн ого м асш таба. Но все они, как правило, столь важны в р а з­ витии ге р о я , все нанизаны на столь харак­ те р н ую для Н иколая Сам охи на ирониче- ски -л ир ическую нить, что о б разую т, если м ож но так сказать, к л и м а т книги. И вот что п ар ад оксал ьн о — чем м еньш е ранг п р о исш еств ия, буд ь то ребячьи забавы или необъ ясн им ая, почти иррациональная то с­ ка авто ра по зе м л е отцов — з е м л е ч и с ­ т о й в о д ы , те м си льн ее ощ ущ ает читатель и сто ч аем о е ф р азам и так о е п ростое, чисто чел о в еч еско е теп ло . Д ать почувствовать читателям это теп л о — привилегия таланта, о б л ад аю щ его се р д ц ем . И скуш енны й писатель зн ает, однако, что талант и се р д ц е — вр яд ли д остаточн ое Автор рецензии Рышард Поллак — за­ меститель главного редактора журнала «Од­ ра» (г. Вроцлав). «Одра» н «Сибирские ог­ ни» имеют давние творческие связи. Рецен­ зия польского писателя на книгу новоси­ бирского прозаика, вышедшую в Польше, еще раз подтверждает прочность наших связей и искренность нашей дружбы. П еревел с польского Г. П раш кевич. оруж ие в наш ем рациональном м ире. Не рбойтись нам б е з разум а. Вот этот проч­ ный тр еуго льни к — талант, сер д ц е, р азум — и служ ит надеж ным о сно ван ием книги. С р е д и лирических о б разов д етств а неож и­ данно п оявляется как бы м им оходом ска­ занное зам ечание, касаю щ ееся со вр ем ен ­ ных проблем урбанизации. Появляю тся размы ш ления о стерильной сер о сти б ето н ­ ных блоков-ж илищ , симм етричны х двори­ ков, лиш енны х каких бы то ни бы ло эл е­ м ентов, способны х р азбуд ить ф антазию р ебен ка. П р о блем а эта актуальна от А р хан­ гельска д о М адрида. Так и хочется е е про­ иллю стрировать ер ети чески м аф ор и зм ом од н ого из ф р анц узски х им прессионистов- худож ников: «Сим м етрия — это эстетика идиотов!» К о гд а сим м етри я п р ед стае т п ер е д нами в од ном из крайних е е проявлений, мы вполне п ри знаем спр авед ли вость приве­ денной сентенции. П рош у прощ ения за под обн ое отступ ле­ ние. О н о вы звано, видимо, прямым влия­ нием автора, которы й лю бит водить нас окольными тропкам и для то го , конечно, что­ бы дать врем я на продумы вание впечатле­ ний. Н априм ер, тех, что вызваны сто лкн ове­ нием м оральны х и ж итейских норм , естественны х только для р еб ен ка, с ф и ло­ соф ией д езе р ти р а. С то ль ж е справедливую горечь и справедливы й гнев ощ ущ аем мы вм есте с героем -м альчиш кой по поводу ш аблонны х действий и вопиющ ей н есп р а­ ведливости «учителей», которы е являю тся таковыми лиш ь по названию , эная один п едагогический прием — запрет. Я о тн ес бы главу «Чубчики и нулевки» к наибольш ей удаче книги, ибо она, эта глава, п од тверж д а­ ет то, что чувство справедливости отню дь не п росто историческая категория, что о нем и сей час н еобходим о говорить и писать. «Где-то в го р о д е , на о к р а и н е ...»— книга в лучш ем значении универсальная. Благодаря своем у вы соком у гум ан изм у, Н иколай С ам о ­ хин не зав лекает читателя д еш евой экзо ти ­ кой Сибири. П роблемы , вы званны е и ндуст­ риализацией, взаим освязи и конф ликты , не­ и збеж ны е на тех отр е зках истории, ко гд а пресло вуто е «старое» сталкивается с «но­ вым», когд а традиции, а вм есте с ними и о п р ед еленны е нормы наш ей ж и зни'П одвер­ гаю тся ви до и зм ен яю щ ем у их давлению ,— все это зн аком о со вр ем ен н ой цивилизации. Хо чется добавить — к с о ж а л е н и ю , зн а­ ком о... А в тор сум ел, од н ако , придать всем этим значениям со верш ен н о о со б о е звуча­ ние с оттенком столь ж е индовидуальным , сколь и ш ироко ад ресованны м своим со в р е­ м енникам . Э та книга необы чна. Читая е е , я как бы находил и ш трихи со б ствен н о го д е т­ ства, черты своих близких, д аж е черты отца св оего! А ведь наш с Н иколаем Сам охины м детский опы т р азд ел е н не только вр ем енем , но и ты сячам и килом етров. Вид|4мо, такая п ер еоц ен ка р ад о стей и обид д етства п р и су­ ща каж дом у и неотделим а от наш ей лич­ ности. О со зн ав ать столь п ростую истину, часто забы ваем ую в ту пору, ко гд а мы ста ­ новим ся взрослы м и, п ом огает книга Н ико­ лая Сам о хи на. Ред ко сл учается (видеть, как д о б р о д уш н о е подтрунивание и автоирония

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2