Сибирские огни, 1978, № 10
А. Семенов ВЛАДИМИР ЗАЗУБРИН КИНОДРАМАТУРГ Ром ан «Два мира» Владим ира З азуб р и н а вош ел в историю со ветско й л и тер атуры и до сих пор не утратил своей ценности. А вот о том , что первый со ветский ром ан был экранизирован, а Владим ир Яковлевич З азуб р и н первым из си би рски х писателей стал кин од рам атур гом , и звестн о ср авн итель но нем ногим ... В двадц аты е годы в Н ово си би рске бы ло о р ган изовано С и б и р ско е о тд ел ен и е Госкино с целью наладить п р о и звод ство ф ильм ов о С и бири и сибиряках. С р а з у ж е встал во пр ос об участии в этом д ел е м естны х писателей. П ервой постановкой работники о тдел ен ия нам етили экранизац ию р ом ана «Два м ира». С ц ен ари й б уд ущ ей картины За зу б р и н напи сал сам при активном участии р еж и ссер а Ивана Григорьевича Калабухова. С ним ал ф ильм о п ер ато р Михаил Н алетны й. Ром ан В. Зазуб р и н а, как и звестн о, очень св о е о б р азе н по ком позиции, это со зд ал о оп р ед елен н ы е тр уд н ости при е го экр ан и за ции. Д ля то го врем ени привычными были фильмы , в которы х главное м есто заним ала интрига, и, естеств ен н о , п ер ед ать эп и ческую мощ ь р ом ана В. З азуб р и н а, клокотание стр астей , м ногоплановость сю ж етны х линий к и н ем ато гр аф и стам бы ло ещ е не под силу. Возм ож но, отдавая дань традиции, автор сц енария в центр повествования поставил геро иню , Вар вар у Чепалову, кото рая д олж на была объединить отдельны е сю ж етны е линии ром ана. Вм есте со своим отцом , ста рым крестьяни ном Чепаловым , она узн ала от од н ого из подпольщ иков о гибели б р а та. Д евуш ка вступала в партизанский отряд , становилась разведчи ц ей. В о тр я д е ей д а вали ответственны е поручения, она вела аги тационную р аб о ту ср ед и ш ахтер ов, р асп р о страняла больш еви стские проклам ации в колчаковских войсках. Во второй половине ф ильм а (назы вался он «Красны й газ») Варвара вм е сте с под польщ икам и попадала в плен, но партизаны освобож дали заклю ченны х, а затем п ер е хо дили в р еш и тельн о е наступление. И колча ковцы сдавались, н ер ед ко б е з боя. П р окла мации, р ан ее р асп ро стр аненны е Варварой Ч епаловой, в како й-то м е р е пом огли вра ж еским со л д атам о со зн ать св о е б е зв ы х о д ное п олож ени е... В б егл о м п е р е ск а зе сю ж ета как б у д то бы нет н ичего от и зв е стн о го р ом ан а. О д н ако это то л ько на первы й взгл яд . В д ей стви тел ьн о сти м н о го е в это м сц ен ар ии заи м ст вовано им енно из «Д вух м иров». А в тор ы ф и льм а правдиво в о ссо зд ал и эп изоды б е л о гв а р д е й ск о го те р р о р а в си б и р ско м се л е П челиное. Н еп р о ф е сси о н ал ьн ы й ар тист Ш е см и н ц ев со зд а л зап ом и н аю щ ий ся о б р а з б е л о гв а р д е й ск о го карателя полковника О р лова, ж е сто к о го и б есч ел о в еч н о го . В м е сте с те м в карти не «К расны й газ» бы ло п оказан о, как п о степ е н н о в б о р ь б е против колчаковц ев р о сл о к л ассо в о е сам о со зн ан и е си би рски х крестьян. Ч итая не м н о ги е статьи и р ец ен зи и , п освящ ен ны е ф ильм у, у б еж д а еш ься , что о со б о е во схищ е ние зр и тел ей вы звали эп изоды во сстани я « сер еб р я н о й роты ». В о о р уж ен ны е вилами, то по р ам и , бер д ан кам и , к р е сть я н е шли на врага. А «сер ебр яны м и » их прозвали п ото м у, что на б о р ьб у с Колчаком поднялись д аж е у б ел ен н ы е седи но й стар и ки . В се это, по отзы вам зр и тел е й и критики, бы ло пока зан о в «К р асно м газе» правдиво и впечат ляю щ е. Кинокритик Хр. Х е р со н ск и й в «И з вестиях» писал: « ...и скренн ость, п равд и вость и подлинны й п аф о с си би р ско й к р е стьян ско й партизанщ ины , взяты е сам о р о д н ы м куском , д ел аю т эту ленту наш ей р од но й , б е з цены . В св оем р о д е пока един ствен но й». Н е за д о л го д о вы хода « К р асн о го газа» на экраны , д вум я м есяц ам и р аньш е, д е м о н ст р ир овался ф и льм р еж и ссер а В. В и ско в ско го «К р асны е партизаны », такж е р асск азы в аю щий о б о р ь б е си би рски х пар ти зан против колчаковщ ины . Р еж и ссер реш и л сд ел ать главным д ей ствую щ и м лицом картины м ас су, а так назы ваем ы е «пер сонаж и», по вы раж ен ию В. В и сков ского, «являлись то л ько ш табом этой арм ии». Н о стр е м я сь к то м у, чтобы ге р о и ч е ская бо р ьб а м асс бы ла на п ервом плане, авторы это го ф и льм а не су м ели д р ам атур ги ч ески о р ган и зо в ать м ате риал. Ф и льм р асп ад ал ся на отд ел ьны е эпи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2