Сибирские огни, 1978, № 10

ВСТУПАЯ В ПОРУ ЗРЕЛОСТИ 183 тер р ито ри и Горной Ш ории заповедника и куро ртн ой базы , об изучении уникальной палеонтологии края, п р ед л агаю т уж е сто ­ чить м еры наказания для самы х стр аш ­ ных вр аго в природы — бр аконьер ов. Взволнованны е размы ш ления авторов этой статьи, д ум ается, встретят и со чув­ ствие и поним ание. * Внуш ительно п ред ставлен в альм анахе критический р азд ел : зд есь и ли тер атур о ве­ д ен и е, и проблем ны е кри ти чески е статьи, и тво р чески е портреты п исателей, худож ­ ников, актеров. Если «забы ть» конф уз со статьей Ивана Полунина «Дитя века», опубликованной в первой книж ке, о чем м не уж е приходи­ лось писать в «Л итературной России» от 10 м арта 1978 года, то в ц елом критическая продукция «О гн ей К узбасса» п р ед став л яет­ ся м н е вполне добротной. С р е д и наиболее интересны х статей го да о тм ечу «С отв ор е­ ние рябины » Зои Естам оновой (№ 2) — о тво р честв е к у зб асско го ж ивописца Викто­ ра Зевакина, М . Куш никова « Э то больш ое «м алое искусство» (№ 3) — о кем ер овском худож ни ке-гр аф и ке Н иколае Коф анове, Владим ира М атвеева «Где видимость? Где суть?» (№ 3) — о поэзии М ихаила Н ебога- това. Н азванны е работы обнаруж иваю т хоро­ ший эстети чески й вкус критиков, их лю бовь к тво р честву разби раем ы х художников, аналитическую проницательность. Ж аль только, что критики ведут р азго во р о сво­ их зем ляках в узких локальны х рам ках, со всем или почти со всем не д елая «выхо­ дов» в общ ий л и тер атур но -худож ествен ­ ный п р о ц е сс наших дней, что, безусловно, несколько сниж ает идейно-эстетический уровень их статей. В прош лом го ду опубликованы два н е­ больш их о б зо р а: «Л итературы веская стр о­ ка» В. Копылова (№ 3) — о стихах и п р о зе в газетах, «Чувство хозяина земли» С . См ирновой (№ 2) — о те м е деревни в тво р честве кузбасских писателей. О дн ако о б е статьи страдаю т, на мой взгляд, б е г­ лостью и односторонностью , излиш ним ув­ лечен ием социологией и публицистикой. К онечно, отсутствие ф ундам ентальны х статей, рассм атриваю щ их важ ны е те о р е ти ­ ческие, социальны е, нравственны е, худо­ ж ественны е проблемы л и тер атур но го про­ ц есса наш его врем ени в целом , сказы ва­ ется на о бщ ем уровне состояния критики в альм анахе, и хо чется пож елать р едак­ ции, чтобы она не ограничивалась «м ест­ ными силами», а ш ире привлекала к со т­ р удничеству авторов из других городов и об ластей. В четвертой книж ке опубликованы про­ и зведения венгерских поэтов и прозаиков — авторов ж урнала «П алоцф ёльд». Стихи, р ассказы и статьи братских венгерских ли­ тер ато ро в даны в п ереводах сибиряков- кузб ассо в ц ев Г. Ю р ова, А . И брагим ова, В. Васильева, В. Куропатова, О . П авловско­ го, 3. Естам оновой. В эт<}м ж е ном ере опубликованы воспом инания В. Ш абилина «За свободную Венгрию », рассказы ваю щ ие об участии в боях за о сво бож ден и е В енг­ рии советских солдат — ур ож енц ев Зем ли Кузнецкой. Тр огательн ое го степр иим ство «О гн ей К узбасса», предоставивш их свои страницы авторам «П алоцф ёльда» — ещ е одно яр­ кое свидетельство крепости и неруш им ости интернационального м онолита социалисти­ ческой культуры . И звестно, что ли тер атур а в своем диа­ лектическом развитии знавала не только взлеты , но и периоды засто ев, д еф о р м а­ ций, природная основа л и тер атур но го п р о ц есса м еньш е всего п о д дается п р о гн о . зированию . Д а, мы м ож ем констатировать ф акт отставания от жизни прозы , поэзии, публи­ цистики, огляды ваясь на д остигнуты е вер­ шины, но никогда не осм ел им ся пред п оло­ жить, что новых, ещ е б о л ее вы соких верш ин, уж е не откры ть. Говорю эти исти­ ны затем , чтобы в какой-то м е р е упредить читателя: я не со би раю сь делать никаких реш ительны х обобщ ений и тем б о л е е предполож ений о дальнейш ей суд ьб е к у з­ басско го альм анаха, вступивш его, как уж е сказано, в пору тво р ческой зр ел ости. Бу­ д ет ли он стр ем и ться к больш им высотах^, что весьм а ж елательно, или ж е каки е-то объективны е препятствия пом еш аю т этом у, покаж ет врем я.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2