Сибирские огни, 1978, № 10
ВСТУПАЯ В ПОРУ ЗРЕЛОСТИ 179 о н езабы ваем ом п р еп о д авателе литера туры Гер аси м е Гавриловиче. П о сл ед ний, кстати, получился живым, об аятель ным, с небольш им , правда, налетом ром антической «чудинки». У Герасим а Гав риловича, п ед аго га м илостью бож ьей, м но го черт, роднящ их е го с подлинными под вижниками культуры . Л учш и е страницы « Зел ен о го луча» — те, что кон кр етн о рассказы ваю т о Герасим е Гавриловиче,— пропитаны лиризм ом , теп лотой, лю бовью к человеку. Но вот в обри со вке д руги х наставников д етств а (Татья ны М ихайловны и о собенн о Зои С е р ге е в ны) чуткость и чувство м еры и зм еняет авто ру, появляю тся нотки этакой снисхо дительной д обр ож елательно сти . П р екр ас но со зн аю , что п р о и звед ен и е В. Куропато- ва — худ ож ествен н ая повесть, а не доку м ентальны й о ч ерк, но авторская позиция вещ ь, об язател ьн ая для лю бого ж анра. Д а, З о я С е р ге е в н а , видимо, несчастны й человек (не лю била и не поним ала лите ратуры , однако ч естн о п реподавала ее всю ж изнь), И та п ренебреж ительно-уничиж и тельная характер и сти ка, что д ает ей автор на первы х ж е страницах св о его повествова ния (встретивш ись с теп ер ь уж е пожилой ж енщ иной), видимо, отвечает истине. « С к о р е е из приличия, чем из лю бопы т ства, З о я С е р ге е в н а вЗяла из моих рук книж ку М арты нова. — «Лю д ски е им ена». Что тут? — О ткры ла сб ор ни к на се р е д и н е и тут ж е р езко , б уд то со стр аниц пахнуло карболкой, или тух лыми яйцами, или ещ е чем -то не м ен ее не приятным ,— захлопнула книгу.— Ах, это стихи! — И поспеш ила сунуть сборник сно ва в мои руки.— Н е лю блю стихов. Вот что-нибудь п ри клю ченческое.... Д а и то не когда...» Тут во пр ос не столько в З о е С е р ге е в н е , сколько в п о зе сам о го повествователя, д е м о н стр и р ую щ его свое духовное ^превос ход ство над бы вш ей учительницей, и вот эта д ем он стр ац ия и настораж ивает. Весь «антураж » встречи п о взро сл евш его героя- повествователя и бы вш ей его учительницы ско нструи ро ван так, чтобы си льнее под черкнуть прим итивизм уставш ей от работы , дом аш них хлопот Зои С ер ге ев н ы . О тч его в д р уг тако е равнодуш ие и невни м ание к человеку (ведь вопррсы , которы е за д а е т наш герой З о е С е р ге е в н е , отдаю т безр азли чи ем )? М не каж ется, что это и портит д обр отн ую в ц елом повесть В. Ку- ропатова. С л ож н о е чувство оставила у м еня по весть Зинаиды Ч игаревой «Когда лю биш ь...», опубликованная в первом ном ере альм анаха. С одной стороны , п ро и звед е ние написано вполне п роф ессионально, чи тается с и н тер есом (тем а-то уж очень «волнительная»!). А с другой — восхити тельной, п ервозданной любви героини по вести не очень-то вериш ь. И не потому, что она чер есч ур исклю чительна, а пото м у, что под пером 3. Чигаревой эта лю бовь вы глядит... декоративной. М еня от нюдь не см ущ аю т сю ж етно-ком позицион ны е условности, вр од е ром антической 12* встречи героиней повести своего «прек р асн ого принца»,— все эю , как говорится, похож е на правду. Вполне допустим и акт «ж ертвенности» со стороны героини по вести Ж ени Большаковой,- когд а она в тя ж елую пору, которую переж ивал е е воз лю бленны й А н д р ей (у него ум ер ла ж ена и тяж ело заболел сын) б р о сает учеб у, зан я тия сп ор том и приним ает р еш ен и е «выхо дить» больного р еб ен ка А н д р ея, хотя и тр удно предполож ить проявление такого м атер и нско го поры ва у м олоденькой д е вушки. Но ведь «когда лю биш ь», то идеш ь на в с е — тут вряд ли ум естны логические выкладки. Вы зы вает чувство неудовлетворенности и психологическая упрощ енность в р а с крытии как самой истории любви Ж ени и А н д р ея (по схе м е: п раздничное начало — печаль — счастливый конец), так и отд ел ь ные конкретны е м ом енты «потрясения» душ и. Д а, в сущ ности, героиня и не испы ты вает действительны х душ евны х п о тр я се ний. «Романтично» влю бивш ись (с первого взгляда!), она ск о р ее со зд а е т се б е иллю зо р ную м одель любви, отчего все е е п о с тупки — розы ски А н д р ея, п р и езд к нему, знаком ство и друж ба с е го ж еною А ней, а после см ерти Ани — реш ительны й вы ход зам уж за А н д р ея б е з всякой у в е ренности во взаимной любви — больш е напоминаю т экзальтированны е порывы , н е жели вы страданны е движ ения ж изненной судьбы ... И потом у-то невольно приходиш ь к мы с ли, что катего ри ческие утверж дени я ге р о и ни: «Я счастлива. Д а! Э то правда!» — в ф и нале повести звучат несколько... п р еж д е врем енно, ибо весь е е р ассказ о прож итом оставляет ощ ущ ен ие лишь прелю дии к че м у-то бо лее основательном у. П овесть 3 . Ч игаревой — произвед ен ие сугуб о кам ерное, почти не п од даю щ ееся никаким социологическим критериям , п оэ том у судить о ней м ож но только с точки зрени я ее эстетических достоинств и н е достатков. О дин из которы х — отм еченная мною психологическая н еубед ительно сть в изображ ении «диалектики любви» ге р о ев повести. А вот тр етья крупная прозаическая вещ ь, опубликованная в прош лом го д у ,— повесть А натолия Кругликова «Та завод ская проходная» — вы зы вает нарекания бо лее серьезны е. П овесть от начала до конца ско нструи рована по р ец ептам «исповедальной» про зы 50— 60-х годов, причем далеко не луч ших е е об разц о в. З д е сь мож но обнаруж ить весь «реквизит» изобразительны х ср ед ств и прием ов, которыми довольно бойко и ш аблонно пользовались авторы «м олодеж ных» повестей и р ассказо в, заполнявш их в 50— 60-е годы страницы ж урнала «Ю ность». Впечатление от повести такое, что п ер е д нами одно из «затерянны х» произведений им енно той прош едш ей поры . Есть, правда, отличие: герои кру: ляковской повести не какие-то там «бунтари» из интеллектуаль ных недор ослей , а сам ы е что ни на есть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2