Сибирские огни, 1978, № 10

Николай Кузин ВСТУПАЯ В ПОРУ ЗРЕЛОСТИ («Огни Кузбасса» в 1977 году) I Л итер атурн о-худ ож ествен ны й ж урнал, или альм анах, принято относить к стаб иль­ но ф ункционирую щ им частицам духовной ж изни общ ества. О д н ако стабильность сия — весьм а условна, ибо мы п р екр асн о зн а­ ем , что ли тер атур а м е н е е всего п од д ается законам равновесия и постоянства, о со б е н ­ но на малых врем енны х о тр е зках. П ож а­ луй, ни один из наших ли тературны х ж ур ­ налов не м ож ет с полной увер ен н о стью претендовать на право п остоянн ого (еж е­ го дн ого) повыш ения или хотя бы сохран но­ сти качества публикуем ой продукции. З а б е га я , м ож ет бы ть, н есколько вп ер ед , долж ен сказать: д алеко не все повести и р ассказы , опубликованны е на страницах альм анаха, способны вы держ ать сравн ен ие с вы сш им ур овн ем наш ей п розы прош лого года. Хотя некоторы е из произвед ений , впервы е увидевш их свет в « О гн ях К у зб а с­ са», заслуж иваю т, на мой взгл яд , бл аго ­ д ар н о го читательского чувства. С них и начну. О д н а из таких удач — р а сск а з Владим ира. М азаева « Б агул ьн и к— трава пьяная», оп уб­ ликованный в четвертом н ом ер е. В р од е бы хорош о знаком ая, м н ого р аз встречаем ая в наш ей ли тер атур е сю ж етная канва (воспом инание ж енщ ины -сибирячки о встрече с м уж ем , возвративш им ся из госпиталя дом ой вско р е п осле дня П о б е­ ды). однако собы тия в р а сск а зе восприни­ м аеш ь с чувством п ер в ор од но го узнавания, откры вая для себя новое в известном . Р ассказ В. М азаева читается с и нтересом . Живой, сочный, народный язы к, х уд ож ест­ венная точность д еталей , естествен н о сть, отсутстви е м оделирования в логической цепи повествования. Уверенны м и м азкам и со зд ает автор нравственную атм о сф ер у врем ени первы х послепобедны х дней, р а­ д о стн о е п ро буж дени е п раздника в душ ах лю дей. В. М азаев у м е е т м асте р ски лепить ч ел о в еч ески е хар актер ы , д вум я-тр ем » ш трихам и н арисовать пси хо ло ги чески убе­ д ительны е ситуации. Ни один и з п ер со н аж ей в р а с ск а зе не о стал ся н езам е ч ен ны м : • ни «хар актер ная» А н н а Ф и ли пповна, со вм ещ аю щ ая в сельсо ­ вете р аб о ту б ух гал тер а и се к р е та р я , ни ко­ нюх Брю хов, которы й вр о д е бы и упоми- н ае тся -то поход я, не го во ря уж е о главных ге р о я х р а сск а за — М арии, П авле и их де­ тях,— в се они яр ко индивидуализированы и к р е п ко зап ом и н аю тся. С завид но й зо р ­ костью пам яти нар и сована сц ен а встреч- п ро вод ов воинских эш ело но в на станции. Н о д остои нства р а сск а за В. М а заев а не только в и зо бр ази тельно й п ласти ке, худ о ­ ж ественн ой гарм он ич но сти . Р а сска з волну­ ет д о глубины душ и своей пронзительной бо лью -напом инани ем о ш рам ах-ссади нах войны, как ф и зи чески х, ко то ры е н е м огут зац ел овать д аж е губы лю бимы х (н едар ом на во пр ос ж ены : «К уда раненны й?» — Па­ вел о тв еч ае т: «Ты, М ар и я, сп р о си лучш е, куд а не ранен »), так и душ евны х. Д а, зар уб ки войны в сегд а б уд ут держ ать лю д ей в состо яни и повыш енной напряж ен­ ности — эта го р ькая правда утв е рж д ается в р а сск а зе вполне о п р е д е л е н н о . Но в том -то и дел<^, что война, и зур од о­ вав ч ел ов ека ф и зи чески , б есси л ьн а о каза­ лась слом ить его дух, ж и зн елю б и е, се р ­ д ечную отзы вчивость — в это м и состоит главный п аф о с скр ом н о го по о б ъ ем у, но ем ко го по си ле н р авственн ого воздействия р а сск а за В. М азаева. В это м см ы сле м аза- евский р а сск а з м ож но с п о л н и м основани­ ем отнести к том у р яд у п ро и звед ен и й р ус­ ской п розы прош ло го го да, в котором стоит, н ап р им ер, зам ечател ьн ая повесть Е. Н осова « У св я тски е ш лем оносцы ». В. Куропатов, автор повести «Зелены й луч», б е р я сь за п еро, исходил ив самых добры х побуж д ен ий : р ассказать о своих славны х н аставниках д е р е в е н ск о го детства — ш кольны х учителях и в п ервую очередь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2