Сибирские огни, 1978, № 10

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 177 мит слава в К и еве, тр уб ят трубы в Н овего р о д е, развеваю т знам ена в П утивле, ж дет И горь м илого брата В севолода. О б р ати м ся к грам м атике. С о ю з чи пи, редкий в письм енны х пам ятниках, равносилен сою зу или и, сл ед ова­ тельно, вы полняет те ж е функции. И сслед ователи полагаю т, что в «Слове» этот сою з уп о тр ебл ен как р азд ел и тел ь­ ный, связы вающ ий пред лож ен и я, из числа которы х осущ ествл яется вы бор: «Так бы пелась то гд а песнь И горю ... Или так бы запел ты , вещ ий Боян». Н икто, однако, не м ож ет объяснить, чем п ред п очти тельн ее одно п ер е д другим , для ч его автору нуж но гадать, какой вариант «зачина» избрал бы Боян, и вообщ е — им еет ли все это реальны й, практически необходимы й смы сл. Что. скаж ем , изм енилось бы от то го , если бы Боян начал свою песнь так, а не так! Вним ательно перечиты вая тек ст, начинающ ийся словами «Комони рж уть за С у ­ лою ...», нельзя не зам етить, что он в бо лее р азвер н утом и конкретном виде вы раж ает ту ж е мы сль, что и ф р а за «Не буря соколы зан есе чр езъ поля ш ирокая — галици ста- ды беж ать къ Д о н у великом у». «Половци неготовам и д о р о гам и побегош а къ Д он у великом у... И горь къ Д он у вой ведетъ» — что это, как не полностью раскры тая м етаф о р а: «соколы » — р усски е д р у ­ жины во главе с И го рем , «галици стады » — половцы? К р ом е то го , о со б о под чер ки вается, что соколов к Д он у н есет никакая не «буря», а вед ет И гррь, которы й гонится за половцами, ищ а се б е «славы». И сходя из всего это го , мы долж ны осмы слить сою з чи ли не как разделительны й, а как пояснительный, употр ебленны й для соединения разны х названий од н ого поня­ тия в значении «то есть, иначе говоря» и т. п. — О Боян, соловей ста р о го врем ени! — говорит автор поэмы .— Если бы ты начал песн ь И го рю по бы линам се го врем ени, а не по своем у замыш лению , то надлеж ало бы петь: не бур я соколов зан есла ч ер ез поля ш ирокие, а галочьи стад а, бегущ и е к Д о ­ ну великом у, т. е. (чи ли!) надлеж ало бы, Боян, внук Велесов, воспеть: кони рж ут за С ул о ю — звенит слава в Ки еве и т. д. «Слово» д ел ает полностью несостоятельны м и досуж им вопрос «о том, гд е кон­ чается «запев» Бояна и начинается р а сск а з о походе И горя», ибо слова, отно сящ и еся к гл аго л ам лети и въспети — не цитаты из Бояна, не прям ая речь Бояна, а слова авто­ ра, приводимы е Бояну в о б р азец то го, как надлеж ит петь, сл ед уя «былинам се го в р е­ м ени». А в то р , п олем изируя с Бояном (а в е го лице — со всей ш колою «стары х сл о­ вес»), отню дь не стр о ит «предполож ения о том , в каких вы раж ениях воспел бы Боян п оход И горя»,— это он зн ает н аперед, о чем под ро бно сообщ ил в начале п р о и звед е­ ния,— автор, называя св о е го во о бр аж аем о го со б есед н и ка пышным титулом , ирониче­ ски подчеркивая степ ен ь св о е го уваж ения к тр уд ам и заслугам оппонента, указы вает осно вн ую «былину се го врем ени» («Н е бур я соколы зан есе ч р езъ поля ш ирокая...») и начинает свивать «славы» вокруг нее («Ком они рж уть за С у л о ю — звенить слава въ Кы еве...»). (Продолжение в следующем номере) 12 Сибирские огни № 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2