Сибирские огни, 1978, № 10
176 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН И скусно свивая славы во круг былин се го вр ем ени в затейливы й словесны й узо р , автор не обры вает ни одну нить повествования. И есл и , скаж ем , мы во зьм ем ту из них, которая назы вается красной нитью , то как бы — в соответствии с целям и и зад а чами — ни услож нялись рисунки вдоль вр ем енн ой оси, на п ротяж ении всей поэмы она остается тою ж е самой. — Начаться же этой песни по бы линам се го вр ем ени , а не по зам ы ш л ен ию Бон на,— говорит автор «Слова о полку И го реве» и, о б р ащ аясь к Бояну, п о д чер ки вает, что песнь, начатая по былинам, а не по замы ш лению , долж на звучать: — «Н е бур я соколов занесла чер ез поля ш ирокие, а галок стад а, что б е гу т к Д о н у великом у». Увлечение русских погоней за половцам и наш ло о тр аж е н и е и. в л етоп и сно й пове сти. К огда друж ины И горевы подош ли к р е к е Сю ур л и ю ,— со о бщ ает л е то п и сец ,— из половецких полков, стоявш их на противополож ном б е р е гу , вы ехало н еско л ько лучни ков, которы е «пустивш е по стр ел е на русь». Р азд р азн и в р усски х таким о б р а зо м , поло вецкие полки ускакали. «Святославъ ж е О лго ви чь и В о ло дим ер ь И горевичь, и О льстинъ с коуи (кочевники, состоявш и е на сл уж б е у р усски х кн язей ), и стр ел ц и п откош а (по гнались) по нихъ». 8 Автор продолж ает свою р ечь: Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою — заенить слава въ Кыеве. Трубы трубять вь Новеграде, стоять стязи въ Путивле». Игорь ждетъ мила брата Всеволода... (О говор им ся зар ан ее, что приводим это м е сто в од н ой из со вр ем ен н ы х р е д а к ц и й — Д . С . Лихачев, Л. А. Д м итриев и др.). П ерево д: Или так запел бы ты, вещ ий Боян, внук В е л еса: «Кони рж ут за С ул о й — звенит сла ва в Киеве. Трубы тр убят в Н ов е го р о д е , сто ят стяги в П утивле». И го рь ж д ет м илого брата Всеволода... В комм ентарии м ож но прочитать, что, во-первы х, « сущ еств ую т р азли чны е мнения о том , гд е кончается ,«запев» Бояна и начинается р а сск а з о п оход е И го ря», что, во-вто рых, «каж ется наиболее вероятны м , что Бояну приписы ваю тся то л ько слова «Комони (р усски х) рж уть за С ул ою — звенить слава (этих п о б ед ) въ Кы еве», и что, в-третьих, «так ж е понимаю т текст... А. В. Л онгинов, С . К. Ш ам б и н аго , В. Н. П ер етц , А . С . О рлов, В. И. Стеллецки й и др.» Вопрос о границах «запева» Боянова п ринадлеж ит к числу наи тр уднейш их. Р еш е ние его, как мы видим, о п и рается и склю чительно на интуицию (« каж ется наиболее вероятным ») и является р езул ьтатом со гл аш ени я м еж д у и ссл ед о вателям и (Д . С . Лиха чев, Л. А. Дм итриев и д р .; А. В. Л онгинов, С . К. Ш ам б и н аго , В. И. П ер етц , А . С . О рлов, В. И. Стеллецкий и др.). Если же отнесем ся к д елу со всей стр о го стью , то вы нуж дены б у д е м при зн ать, что границы «запевая Боянова вообщ е не под даю тся оп р ед ел е н и ю . Н апр им ер , мы м ож ем с полным на то основанием утверж дать, что весь дальнейш ий тек ст п ро и звед ен и я — вплоть до заклю чительного «аминь» — песнь, кото р ую бы про пел Боян; мы м ож ем утверж дать, что не только данн ое м есто, а вся п оэм а — «п р ед п о лож ен и е, как бы Боян воспел поход И горя», и это не б уд ет а б сур д о м , ибо н икакого об ъ екти вно го указания на конечную границу «запева» Боянова в те к сте «Слова» не сущ е ств у е т. А сущ еств ует ли указание на е го начальную границу? П очем у, со б ствен н о , мы долж ны д ум ать, что словом «комони» откры вается пред п олагаем ы й «запев» Бояна, а не начинается непо ср ед ств ен н о р асск аз автора «о полку И гореве»? Так, кстати, считали первои зд ател и: Не буря соколов занесла ч е р е з поля ш ирокие, сл етаю тся галки стад ам и к Дону великом у. Тебе бы, м удры й Боян, внук Велесов, си е воспеть. Рж ут кони за С ул о ю , гр е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2