Сибирские огни, 1978, № 10

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 171 ва, хр аб р о го М стислава, кр асн о го Ром ана Святославича вещий Боян м ог не иначе, как то лько п ер ем ещ ая свою мы сль во врем енной плоскости. Врем я, как уж е го во ри ло сь, не п о д дается зри тельном у восприятию , поэтом у автор «Слова» зад ает е го сим волом — п ространственны м о б р азо м дерева. М е таф о р и ч е ско е , п ер е н о сн о е значение д ер ева, как сим во ли зи рую щ его им енно вр ем я, д а л е е специально п од чер кн уто — поскольку врем я, как совокупность мом ентов прош ло го, н астоящ его и б уд ущ его , врем я, как исторический п ро ц есс, м ож ет сущ е ст. вовать только в виде н аш его знания, д ер е в о названо «мысленным». Зад ав таким о б р азом координаты пространства-врем ени, автор «Слова» наглядно показы вает, что мы сль Бояна так ж е вольно чувствовала и вела себя в стихии вр ем е­ ни, как сизы й ор ел в п о д н еб есье, как серы й волк на зем ле. А если учесть, что волк и о р ел образы го сподствования каж дый в своей ср е д е , то станет ясно, что и мысль Бояна прим енительно к ср е д е св о е го обитания заним ала не подчиненную роль, но го сп од ствовал а, брала верх над исторической истиной, подчиняла се б е былины врем ени. ^ А в тор «Слова о полку И горевен стрем и тся следовать и сторической истине, д е й ст­ вительным собы тиям , «былинам се го врем ени», и этим о п р ед ел я ется контекст, в ко­ то р о м уп о тр еб л ен о вы раж ение «скача славию по мы слену древу». Начав свою песнь по былинам , вскрыв истинны е мотивы , движ ущ ие И горем , автор о б р ащ ае тся к Бояну: «О Бояне, соловию стар аго врем ени! абы ты сиа плъкы ущ еко- талъ, скача славию по мы слену древу...» С ущ е ств ую щ е е чтение стр анно: О БояН, соловей стар о го врем ени! Вот бы ты походы эти воспел, скача, соловей, по мы сленном у д р ев у, летая ум ом под облакам и, свивая славу обоих половин этого вр ем ени , рыщ а по тр о п е Трояна ч ер ез поля на горы . Н у, во-первы х, у лю бо го читателя ср азу возникает вопрос: какие «эти походы»? Р азв е в «Слове» речь идет о м нож естве походов, а не об одном , как мы привыкли д ум ать? Во-вторы х, если принять это чтение, то автора поэмы надлеж ит упр екн уть, м ягко го во р я, в н епо сл ед овательно сти : сначала он заявляет, что песнь о поход е И горя долж - на начаться по бы линам се го врем ени, а не по замыш лению Бояна, потом ни с того, ни с се го вы раж ает сож алени е, что И горевы полки не м ож ет воспеть Боян! О бъ яснительны й п ерево д Д . С . Л ихачева о п р ед ел я ет это м есто поэмы как « пр ед ­ полож ен и е о том , в каких вы раж ениях воспел бы Боян поход И горя»: (П риш лось бы) вн уку том у (то есть Бояну — внуку бога В елеса, о котором говорится ниж е) воспеть п есн ь (в честь) И горя (в таких старинны х вы раж ениях): «Не бур я (р усски х) соколов за­ н есл а ч е р е з поля ш и р о ки е; стад а (половецких) галок (уж е) б е гу т (сп асаясь) к Д ону великом у». Э то н е -сп а са е т полож ения, ибо м ож но сп р оси ть: из чего сл ед ует, что ф р аза «Не б у р я соколы за н е се чр езъ поля ш ирокая — галици стады беж ать къ Д о н у великом у» п ринадлеж ит к «старинным выраж ениям »? Каким лингвистическим , историческим , лите­ р атур о в ед ч ески м анализом м ож но установить, что назы вать р усски х «соколам и», а по­ ловц ев «галками» — стиль или м анера врем ени бо лее д р ев н е го , неж ели то, к ко то р о ­ м у относи тся д ействи е в « С ло ве о полку И гореве»? Д ал ее : если «соколы » и « гал к и » ___ сти ль Бояна, то почем у автор, не прием лющ ий Бояна, на протяж ении всей поэмы ш и ­ р о к о пользуется этими об разам и? И, наконец, отчего мы долж ны д ум ать об этой ф р а з е как о «старинном выраж ении», если речь зд есь идет о п р ед м ете , находящ ем ся в ц ен тр е внимания автора — о походе И горя С вятослави ча к Д он у великом у? Рассм атривая это м есто в кон тексте «былин се го врем ени», нельзя не зам етить, что ф р азо в о е уд ар ен и е п адает не на м естоим ен ие ты (Вот бы ты походы эти воспел!), а на одн ор од ны е члены, начинающ иеся глаголам и «скача», «летая», «свивая», «рищ а», и что со ю з абы (если бы) п ред п олагает условие, не равное м ан е р е Бояновой, а прямо про тивоп ол ож н ое ей: — О. Боян, соловей стар о го врем ени! — говорит автор поэмы .— Если бы ты эти полки воспел, не мы слью р астекаясь по д реву, а скача соловьем по мы сленном у д р е

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2