Сибирские огни, 1978, № 10

170 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН Так, наприм ер, В. Ф . Ржига полагал, что м ы сленное д р ев о — это « др ево поэзии», а р астекаться мы слью по д р ев у «значит вообщ е творить поэтически, творить песни», «Следую щ ие затем образы растекания серы м волком по зем ле, сизы м ор лом под о б ­ лаками,— писал В. Ф . Рж ига,— являю тся уж е частной характер и сти кой отдельны х свойств песнотворчества. К огда поэт во второй р а з вспом инает тво р честв о Бояна, об­ р аз дерева остается, но так как Боян п ревращ ается в соловья, то поэзия уж е п р ед ­ ставляется его пением и скаканием по д р ев у; о б р аз видоизм енился, но п реж нее зна­ чение дерева не забы то, и автор, чтобы указать на особы й характер это го д ер ева, назы вает его мысленным». С мнением В. Ф . Ржиги мож но было бы со гласи ться, если бы не кон текст, в кото­ ром употреблены выраж ения «растекаш ется мы слию по древу» и «скача славию по мы слену древу». А контекст в обоих случаях разный. К огда автор вп/рвы е знаком ит нас с тво р чеством Бояна, кон текст о п р ед ел яется вы раж ением ; «Начати ж е ся тъй песни по былинам ь се го врем ени, а не по замыш ле- нию Бояню». В этом контексте «растекаш ется мы слию по д р ев у, серы м ъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы» означает не вообщ е творить поэтически, не во­ общ е творить песнь, а творить песнь только «по замыш лению Бояню». Кстати, если бы исследователи зам етили, что «по замыш лению Бояню » и «мыслию по древу» однокоренно сцеплены , то они, д ум ается, были бы избавлены от необхо ди ­ мости превращ ать Боянову мысль в белку или летучую мыш ь; «Начати ж е ся тъй п ес­ ни по былинамь се го врем ени, а не по замышлению Бояню . Боянъ бо вещ ий, ащ е ко­ му хотяш е песнь творити, то р астекаш ется мыслию (то есть «замыш лением ») по древу...». Какое «древо» им еет в виду автор «Слова о полку И гореве»? Толковать поэтические образы вообщ е тр удн о, и если мы б е р е м на себя эту см е ­ лость, то лишь потом у, что, во-первы х, сам автор «Слова» не видел в этом ничего п ред осуди тельного и при случае пояснял смы сл то го или иного упо д обл ени я (напри­ м ер : соколы — вещ ие персты , лебед и — живые струны ) и что, во-вторы х, тек ст поэмы д ает нам достаточны е на то основания. И сследователи, сопоставляя оба м еста, связанны е с Бояном , отм ечаю т, что «в о б о ­ их случаях идет речь о д ер е ве , зем ле и под неб есье». «Д о сих пор,— пиш ет О . Н. Тру- бачев,— не удалось опровергнуть про сто го и очевидного наблю дения, сд ел ан н о го ещ е ранними исследователям и «Слова», что зд есь представлен п араллелизм з р и т е л ь н ы х образов животных, птиц, явлений природы». Л огика предельно проста: коль ско р о «дерево», «зем ля», «облака», «волк», «орел» — зрительны , то зрительною долж на быть и «мысль». О р и ен ти р на зритель- ность, как мы -знаем, уводит исследователей в д ебр и зоол огии , гд е «мысль» п рев ра­ щ ается в «м елкого зверька», впрочем , не настолько «м елкого», чтобы утратить свой­ ство зрительности. В озьм ем явления природы . Н икто не станет возраж ать, что образы «по зем ли» и «подъ облакы » характер и ­ зую т пространство. П ространственны е координаты — всегд а зрительны . Н о задать пространство — не значит задать вселенную: необходим а ещ е одна величина — время. Врем я не поддается зрительном у восприятию . Чтобы вы разить эту величину, мы и по сей день пользуем ся пространственны м и представлениям и. М . И. С теблин-Кам енский, исследовавш ий п ростр анство и врем я в эддических миф ах, пиш ет: «По-видимом у, представления о врем ени всегд а в какой-то м е р е основаны на представлениях о пространстве, и всякая ориентация во врем ени в какой-то м ер е пред полагает ориентацию в пространстве. Д аж е говоря о врем ени в сам о м абстракт­ ном е го понимании, употребляю т такие выраж ения как «линейность врем ени», «вре­ м енной центр», «локализация во врем ени» и т. д „ т. е. прибегаю т к п ространственны м образам ». Вспомним теперь настойчивый акцент «Слова» на «врем ени» — «Начати ж е сЯ тъй песни по былинамь сего времени, а не по замыш лению Бояню», которы й, «ащ е ком у хотяш е песнь творити, то... пом няш еть бо, р ече, първыхь временъ усо би ц е»,— и станет понятно, что соверш ать экскурсы в глубины истории, достигать эпохи стар о го Я р о сла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2