Сибирские огни, 1978, № 10

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 171 ва, хр аб р о го М стислава, красно го Романа Святославича вещий Боян м ог не иначе, как только перем ещ ая свою мы сль во врем енной плоскости. Вр ем я, как уж е говорилось, не поддается зрительном у восприятию , поэтом у автор -(Слова» зад ает е го сим волом — пространственным об разом дерева. М е таф о р и ч е ско е , п ер ено сн ое значение дерева, как сим волизирующ его именно вр ем я, д а л е е специально п одчеркнуто — поскольку врем я, как совокупность моментов прош ло го, н астоящ его и б уд ущ его , врем я, как исторический процесс, мож ет сущ ест­ вовать то лько в виде наш его знания, дерево названо «мысленным». Зад ав таким о б р азом координаты пространства-врем ени, автор «Слова» наглядно показы вает, что мы сль Вояна так ж е вольно чувствовала и вела себя в стихии вр ем е­ ни, как сизы й ор ел в п о д неб есье, как серый волк на зем ле. А если учесть, что волк и ор ел образы господствования каждый в своей ср ед е, то станет ясно, что и мысль Бояна прим енительно к ср е д е своего обитания заним ала не подчиненную роль, но го сп од ств овал а, брала верх над исторической истиной, подчиняла се б е былины вр ем ени . -■ А в то р «Слова о полку И гореве» стрем ится следовать исторической истине, д е й ст­ вительным собы тиям , «былинам се го времени», и этим оп р ед еляется контекст, в ко­ то р о м уп о тр еб л ен о вы раж ение «скача славию по мы слену древу». Начав свою песнь по былинам, вскрыв истинные мотивы, движ ущ ие И горем , автор о б р ащ ае тся к Бояну: « О Бояне, соловию стараго врем ени! абы ты сиа плъкы ущ еко- талъ, скача славию по мы слену древу...» С ущ е ств ую щ е е чтение стр ан но : О БояН, соловей стар о го врем ени! Вот бы ты походы эти воспел, скача, соловей, по мы сленном у д р еву, летая ум ом под облаками, свивая славу обоих половин этого вр ем ени , рыщ а по тр оп е Трояна чер ез поля на горы. Н у, во-первы х, у лю бо го читателя ср азу возникает вопрос: какие «эти походы»? Р азв е в «Слове» речь идет о м нож естве походов, а не об одном , как мы привыкли дум ать? Во-вторы х, если принять это чтение, то автора поэмы надлеж ит упрекнуть, м ягко го во ря, в н епо сл ед овательно сти : сначала он заявляет, что песнь о походе И горя долж ­ на начаться по бы линам се го врем ени, а не по замыш лению Бояна, потом ни с того, ни с се го вы раж ает сож алени е, что И горевы полки не м ож ет воспеть Боян! О бъ яснительны й п ерево д Д . С . Лихачева оп р ед еляет это м есто поэмы как «пред­ полож ен и е о том , в каких выраж ениях воспел бы Боян поход И горя»: (П риш лось бы) вн уку том у (то есть Бояну — внуку бога Велеса, о котором говорится ниже) воспеть песн ь (в честь) И горя (в таких старинны х выраж ениях): «Не буря (русских) соколов за­ н есл а ч е р е з поля ш ирокие; стада (половецких) галок (уж е) б егут (спасаясь) к Д ону великом у». Э то н е -сп а са е т полож ения, ибо мож но спросить: из чего сл ед ует, что ф р аза «Не б у р я соколы за н е се чр езъ поля ш ирокая — галици стады беж ать къ Д ону великому» при над леж ит к «старинным выражениям»? Каким лингвистическим , историческим , лите­ р атур о в ед ч ески м анализом мож но установить, что называть русских «соколами», а по­ ло вц ев «галками» — стиль или м анера врем ени бо лее д ревнего, неж ели то, к которо­ м у относи тся действи е в «С ло ве о полку И гореве»? Д ал ее : если «соколы» и «галки» — сти ль Бояна, то почем у автор, не приемлющ ий Бояна, на протяж ении всей поэмы ш и­ р о к о п ользуется этими образам и? И, наконец, отчего мы долж ны дум ать об этой ф р а з е как о «старинном выражении», если речь зд есь идет о предм ете, находящ ем ся в ц ен тр е внимания автора — о походе И горя Святославича к Д ону великому? Рассм атривая это м есто в контексте «былин се го врем ени», нельзя не заметить, что ф р азо в о е уд ар ен и е падает не на м естоим ение ты (Вот бы ты походы эти воспел!), а на одн ор од ны е члены, начинающ иеся глаголам и «скача», «летая», «свивая», «рища», и что сою з абы (если бы) пред п олагает условие, не равное м анере Бояновой, а прямо про тивоп ол ож н ое ей: ___ О. Боян, соловей стар о го врем ени! — говорит автор поэмы .— Если бы ты эти полки воспел, не мы слью р астекаясь по древу, а скача соловьем по мы сленном у дре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2