Сибирские огни, 1978, № 10
168 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН волю творца. Божий замы сел приоткры вается лиш ь то гд а, когд а этот акт м ировой дра мы подходит к заверш ению . И горь не м ог не выполнить своей ф ункции, ибо был из бран богом как ор уд и е в ш ирокой ком бинационной игр е. Зам ы сел бож ий не со сто ял в том , чтобы покарать им енно И горя, хотя не забы т и И горь — он получает причитаю щ ееся ем у за взятый «на щит» го р о д Глебо в,— а про сти рался го р а зд о д ал ее . Н е сл у чайно, р ассказав об уж асах половецкого вторж ения, автор летоп исно й повести Д елает об общ ени е: «И се богъ казня ны, трехъ ради нашихъ; н авед е на ны поганы я, не аки м илуя ихъ, но насъ казня и обращ ая ны к покаянию , да бы хом ся востягнули отъ злы хъ своихъ дел». И горь не виноват в наш ествии половцев: «отворив ворота на Р усскую зем лю », он лишь исполнил «волю господню ». В речи Святослава это о б сто ятельств о о со б о под чер ки вается: «...не возд ерж авш е уности, отвориш а ворота на Р усьскую зем лю . Воля го сп од ня да б уд еть о всемъ. Д а како ж аль ми бяш еть на И горя, тако ныне ж алую болш и по И горе б р ате м оем ь». — Н е воздерж ав ю ности,— говорит С вято сл ав,— вы отворили во ро та на Р усскую зем лю . На то — воля господня. И если р аньш е я д осад ов ал на И горя за это т е го по ступок, то теп ер ь, поним ая, что он был лишь и сполнителем воли го сп о д н е й , с лю бовью дум аю об И горе, б р ате м оем . \ «Н ахож ением ь поганыхъ» бо г «казнит» Р усскую зем лю «за грехи наши», и не столько за грехи нынеш ние (они находятся ещ е в стадии р ассм о тр ен и я в различны х отделах и подотделах н ебесной канцелярии), сколько — за давние, во сход ящ и е чуть ли не к «старом у Владимиру». Расплата за грехи, надо зам етить, почти никогда не на ступ ает нем едленно: в этом смы сл веры — « бог правд у видит, да не ск о р о скаж ет». Сопоставляя «Слово» и летопись, мы видим четкую разн иц у «былин» и «замы ш ле- ния». В «Слоре» И горь см отрит на светлое солнце и б л аго д ар я е м у видит б у д ущ е е — «тьмою вся своя воя прикры ты »; в летописи И горь взглянул на небо и увидел солнце, сто ящ ее словно м есяц. С в е тл о е со лн ц е «Слова» — истина, об усло вл енн ая характером врем ени. В летописи ж е И горь о б р ащ ае тся к хри сти ан ском у бо гу, « су щ ем у на небесе», которы й' «конструи рует» истину по со б ствен н о м у зам ы ш лению — творит знам ение, показы вая солнце стоящ им , словно м есяц. В «С ло ве» зн ам ен и е не м ож ет быть иным; в летописной повести все зависит с(т « располож ени я» «духа бож ьего» («тайны божия никто ж е не весть»). Л етописны й И горь не м ож ет знать смы сл знам ения и продолж ает поход, исполняя неи звестн ую е м у «волю бож ью », сл еп о сл ед уя «замыш лению бож ьем у». (Н е во зн икает ли ассоц иац и я: «по зам ы ш л е нию Бояню» — «по замышленкЛо бож ию »?). В «С лове» И горь зн ает смы сл знам ения, но продолж ает поход, идя на поводу со бствен но й «похоти», то есть сл ед уя «были нам се го врем ени» — объективно сущ еств ую щ ем у х ар актер у эпохи. 5 В пору занятий А. С . П уш кина «Словом о полку И го р еве» писатель и ар хе о л о г А . ф . Вельтм ан прислал ем у свое п ер ел ож ен и е «Слова». К о м м ен тир уя вы раж ение «Боянъ бо вещий, ащ е ком у хотяш е песнь творити, то р астек аш ется мы слию по д р е ву...», П уш кин в сн оске к § 2 неоконченной статьи «П еснь о полку И го реве» отм ети л: «Г-н Вельтман перевел это м есто: былое воспеть, а не вымы слы Бояна, коего мысли текли в вышину, как соки по дереву. Удивительно!» Реплика поэта не убед и ла и ссл ед ователей, и попытки п од обного р од а были про долж ены . О б ъ ект изучения — «дерево». «В ср ед невековой поэзии м ногих народов встр ечается о б о зн ач ен и е словом « д е р е во» в сочетании с разн оо бразны м и текстам и понятия «м узы кальны й инструм ен т», «арф а», игрою на которой со пр ов ож д ается пение певца-поэта. Так, в д р ев н е м англо саксо нском эпосе в качестве синоним а к слову «Ьеагр» («арф а») часто находим выра ж ение «g!eo-beam» или «§атеп-\уис1и» (« др ево веселия», «др ево р адо сти »). Если д р е в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2