Сибирские огни, 1978, № 10

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 167 4 П о ведени е И горя в м ом ент со лн ечн ого затм ения м ож ет показаться странны м : князь бл агод ар я затм ению солнца видит, что «на р ец е на Каяле тьм а светъ покрыла», у зн а е т, что ем у «полонену бы ти», и тем не м ен ее говорит: «Всядем ъ, бр атие, на свои бр ъ зы я ком они да позрим ъ си н его Д ону». Что движ ет И горем , какая сила влечет е го к « си н ем у Д ону»? Н е р азум н ей ли было бы, получив столь гр о зн о е п ред уп реж дени е, п оверн уть коней? В се д е л о в том , что зн ам ен ие — не п р ед уп р еж д ен и е с целью п р ед о стер ечь И горя от со верш ени я зад ум анн ого, а суд ьба, рок, неотвратим ость. Вещ ий О л е г, пы таясь избеж ать п ред сказанной ем у гибели, расстал ся со своим к о н ем «поставилъ корм ити и блю сти его». О дн ако , как мы знаем , «хитрость» не уд а­ лась князю . В то т самы й м ом ент, когда О л е г д ум ает, что оказался сильнее судьбы , п р ед ск азан и е сб ы в ается: «и выникнувши змиа изо лба (из лош адиного черепа), и уклю - ну в н огу, и с то го р азб о л еся и ум ре». И горь, зная п р ед сказан и е, м ож ет отказаться от продолж ения похода, но, как и В ещ ий О л е г, он не м ож ет победить судьбу. И горю суж д ен о «полонену быти». Э то п р ед ск азан и е сб у д е тся в лю бом случае. Если не зд есь, не теп ер ь (допустим , И горь п овер н ул бы коней и возвратился в Н овгород), то в каком -нибудь д р уго м м есте, в д р у го е вр ем я, но суд ьба об язател ьн о «уклюнет» И горя. (З аб егая вп ер ед , скаж ем , что И го рь д е л а е т попы тку избеж ать п р ед сказан н ого : увидев половцев, идущ их «оть всехъ странъ», «рускы я плъкы отступиш а». Н о суд ьба оказы вается си льн ее: попадает в б е д у Буй Тур В сево ло д, И горь спеш ит на выручку — «жаль бо ем у мила брата В се­ волода»,— и п р ед сказан и е сбы вается: князья попадаю т в плен). К акую бы д о р о гу И горц ни выбрал, лю бая д о р о га н еизбеж но приведет е го на «Каялу», ибо все действия И горя пред опр ед елены суд ьбой — «былинами се го вр ем е­ ни», то есть воплощ енны м в князе характером эпохи. И горь — сын св о е го врем ени, и как сын св о е го вр ем ени он не м ож ет не р азд ели ть той участи, которая уготована ем у хар актер о м врем ени. З н ам ен и е в «С лове» — это знам ение врем ени. И наче р еш ен а сц ена затм ения в летописной повести: Игорь же, возревъ на небо, и виде солнце стояще яко месяць, и рече бояромь своимъ и дружине своей: «Видите ли, что есть знамение се!» Они же узревше и види- ша вси и поникоша главами, и рекоша мужи: «Княже! се есть не на добро знамение се». Игорь же рече: «Братья и дружино! тайны божия никто же не весть, а знамению творець богь и всему миру своему; а намъ что створить богъ, или на добро, или на наше зло, а то же намъ и видити». Н ел ьзя не отдать долж но е ли тер атур ном у м астерству летописца, которы й ум но и то н ко про вод и т свое «замыш ление». И го р ь сп р аш ивает у б о я р : «И звестно ли вам, что означает это знам ение?» Бояре, поникнув головам и, отвечаю т: «Князь, это знам ение не к д обр у». И горь во зр аж ает: «Как вы м ож ете утверж дать, что это знам ение к д обр у или не к д о б р у! Ведь тайны б ож ьей никто не ведает». И он, как истинный христианин, абсолю тн о прав — « Зн ам е­ нию , как и всем у м иру св оем у, творец бог. Мы не зн аем замы сла б ож ьего — это го не зн а е т никто,— но мы зн аем : что бы ни сотворил бо г на д о б р о или на наш е зло, то го нам не миновать, то нам и видеть». В летописной повести И горь д ействует как идеальный, вы сокосознательны й хри­ сти анский гер о й , полагающ ий, что все — «в р уках бож ьих». Увидев знам ение, он не поворачивает коней, ибо, согласивш ись со своими боярам и и повернув коней, он со верш и л бы, с точки зрения христианской м орали, тягчайш ий проступок — пош ел бы н ап ер еко р С у д ь б е , отказался бы выполнить волю св о его Бога. Зн ам ен и е в летописи — «тайна божия». Л ето п и сь р ассм атр и вает И горя как д о б р о со в е стн о го участника мировой драмы , р асп о р яд о к действий в которой установлен богом , известен только б о гу и не мож ет бы ть и зм ен ен . З д е сь И горь д ей ствует не по своей воле, а н еукоснительно выполняет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2