Сибирские огни, 1978, № 10

162 ГЕННАДИИ КАРПУНИН О д н а из посл ед ни х р абот в это м направлении — статья Б. И. Я ц ен ко в ХХ Х 1-ом вы пуске Трудов О тд е л а д р е в н е р у сск о й ли тер атур ы . З д е с ь п р е д л а га е тся п е р е стан о в ка уж е не текста, а са м о го со бы ти я: «со л н ечн о е за тм е н и е п р е д ш е ств у е т вы ступл ен ию И горя», «это бы ло п е р е д походом ». З а ч е м нуж на такая п ер е стан о в ка? А в то р « С ло ва», по м нению Б. И. Я ц ен ко , исп ользовал о б р а з со л н еч н о го затм ен и я, чтобы д ать наи бо­ л е е точную хар актер и сти ку реальной оп асн о сти , в ко то р о й о к азал ась Р усская зе м л я в б о р ьб е с «поганым и». О б р а з со л н еч н о го затм ен и я — п оэти чески й п р и ем авто р а «Слова», с пом ощ ью ко то р о го он стр ем и тся оп р авд ать И го р я и е го поход , св и д е те л ь ­ ство то го , что поход И го ря был п ред п ри нят в ц елях о б ор оны , «за зе м л ю Р уськую ». О б р ати м ся от «замыш лений» к «бы линам ». С ущ е ств у е т ли п ро тивор ечи е м еж д у « С ло вом » и л ето п и сью о тн о си тел ь н о в р е м е ­ ни со лн ечн ого затм ени я? С р а з у ж е и со всей о п р е д е л е н н о стью ск а ж е м : нет, не су ­ щ ествует. Врем я со л н еч н о го затм ени я в «С ло ве» назван о со в е р ш е н н о то чно , и оно то ж е сам о е, что и в летописи. «Тогда И го рь въ зр е на св е тл о е со л н ц е и виде отъ не­ го тьм ою вся своя воя прикры ты ». К о гд а — «тогд а»? «Тогда» к о гд а И го рь, и сполнив­ ш ись р атн о го духа, навел свои хр аб ры е полки на зе м л ю П о ло вец кую . Мы уж е им ели в стр еч у с аналогичны м си н такси со м : «П ом н яш еть бо, р е ч е , пър-. выхъ вр ем енъ усо б и ц е. То гд а п ущ аш еть 10 со ко л о вь на ста д о л е б е д е й ..» — Вспом ин ая первы х вр ем ен усобицы , п ускал д е ся ть со ко л о в на ста д о л е б е д е й . Так ж е — и в сц е ­ не со лн ечн ого затм ен и я: наведя свои хр аб ры е полки на зе м лю П о ло вец кую , И го рь взглянул на светл ое со лн ц е и увидел... И горь наблю дал со л н еч н о е за тм ен и е, н ахо дясь за п р ед ел ам и Р усско й зе м л и — в зе м л е П оловецкой. В «С лове» об этом н астол ько ясн о ск азан о , что о причинах, по­ буж даю щ их и ссл ед о вател ей видеть зд е сь «явную астр о н о м и ч е ск ую н е со о б р а зн о сть » (со зн ател ьн ую или б е ссо зн ател ьн ую ), « д о гад аться ни по ч ем у н ево зм ож н о ». П о чем у со лн ечн о е затм ен и е в те к с те поэмы уп о м и н ается дваж ды : зд е с ь и д а л е е— ^ «солнце е м у тьм ою путь заступаш е»? И зо б р аж ая р еальны й «объ ем » на «пло скости » «м ы сленного д рева», авто р п р и б егае т к о д н ом у и з сам ы х р асп р о стр а н е н н ы х в д р е в ­ ние (д а и в ны неш ние) вр ем ена при ем ов — « р азв ер тк е» , в р е зу л ь та те ч е го о д н а и та ж е реальная точка на и зо б р ази тел ьн о й п лоско сти п о вто р яе тся два р а за . Н е б у д е м за ­ бы вать, что автор «С лова» и зо б р аж ае т со л н еч н о е за тм е н и е как зн ам ен и е . Р еал ьн о со лн ечн ое затм ен и е п р о изош л о на девяты й д ен ь п оход а, но сп о со б « р азвер тки » д ает ем у во зм ож но сть п оказать это со бы ти е как зн ам ен и е им енн о в том м е с те поэмы , гд е это худож ествен н о н ео б хо д и м о — то е сть в сам о м начале,— и огр ан и ч и ться лиш ь беглы м зам ечани ем при повто р е и зо б р аж ен и я то чки затм ен и я на д р у го м «краю » ху­ д ож е ств е н н о й плоскости — там , гд е и дет четко е п о сл ед о в ател ь н о е п овеств ован и е. 2 С ч и тается, б уд то И горь в своей речи «откры то го во ри т, что он п р ед п о ч и тает см ерть в бою п о зо р н о м у плену». О бщ еп ри няты й п ер е во д : ц «Братья и друж ина! Л учш е убиты м бы ть, чем п лененны м бы ть; так ся д е м , б р атьяа на бо рзы х коней и посм о тр им на синий Д он». Э то приводит к недо ум ен ию . « Зачем ж е,— спр аш ивает, напр им ер, акад ем и к Б. А . Ры баков,— гениальны й автор, у кото р о го во всей п о эм е нет ни о д н о го лиш н его , н езн ач ащ его слова, со зд а е т это т призы в к войску и зб егн уть плена д аж е ценой см е р ти , если он зн ает, что е м у п р и д е т­ ся говорить об И горе-пленнике?» Разр еш и ть «противуречие» пы таю тся разны м и сп о со б ам и . «Ясно,— пиш ет Б. А . Ры баков,— что речь зд е сь и д ет не о том п лен е, которы й стал ж р еб и ем , р усски х на К аял е, а какой-то во зм ож но сти плена з д е с ь , на Д о н ц е , гд е п роизносилась эта нескол ько вы сокопарная ф р аза». «Единственная р азгад ка» , по м нению у ч е н о го , со сто и т в том , что к м о м е н ту зат­ м ения войска И горя вышли из лесн ой зоны , гд е п од при кры ти ем д е р е в ь е в чувство ва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2