Сибирские огни, 1978, № 10

160 ГЕННАДИИ КАРПУНИН Н е вызывает сом нения параллелизм : «начати ж е ся тъй песни» «почнем ъ же, братие, повесть сию »; «былинам се го врем ени» со о тв етствует «ны неш ний И горь», «замыш лению Бояна» — «старый Владимир». М ож но, таким о б р а зо м , п ро вести эк сп е­ рим ент — зам енить в и н тер есую щ ем нас вы раж ении «стар о го Владим ира» и «нынеш - н его И горя» их соответствиям и: Почнем ж е, братие, повесть сию от замы ш ления Бояна д о бы лин с е го врем ени. Так как полученная ф р аза инвариантна вы раж ению «Н ачати ж е ся тъй песни по былинамь се го врем ени, а не по замы ш лению Бояню », чтение м ож ет бы ть только единственны м : О братим ж е, братия, повесть сию от замы ш лений (вымы слов) Бояно- вых к былинам (подлинным собы тиям ) се го врем ени. По аналогии осущ ествл яем перево д и н те р есую щ его : О братим ж(е, братия, повесть сию от ста р о го Владим ира к ны н еш н ем у И горю . То ж е дает и грамм атика. О сновная ф ункция п ред ло га от — об о зн ачен и е м еста, лица или п р ед м ета, от ко­ то р о го удаляется, отстр аняется кто-либо, что-либо. О сн овн ая ф ункц ия п р ед л о га до — обозначение пред ела или направления к о б ъ екту. В си лу это го п р ед л о ж н о е со ч ета­ ние от... до обозначает не п росто п ро стр анствен ны е или вр ем енны е п ред елы , но век­ торную , направленную величину. Н априм ер: «И горь спитъ, И горь бдитъ, И горь мы слию поля м ер и тъ отъ вели каго Д о н у д о ма- лаго Д онца». * Если мы возьм ем м одуль величины «отъ великаго Д о н у д о м ал аго Д онца», то по­ лучим только некото ро е абсолю тн ое число — р ассто ян и е м еж д у д вум я р екам и , вы­ р аж енное в верстах или килом етрах. Н о в «С ло ве» идет речь о движ ении мы сли И го­ ря: князь рвется из плена на волю , из посты лой П оловецкой зе м л и на м илую зем лю Русскую . , П редлоги от и до — не одинаковы х «знаков», они — как эл ектр и ч ески е «минус» и «плю с»; их ком плекс — стр ем л ен и е от о д н о го к д р у го м у за счет отрицания п ервого и утверж дения второго. Таким образом , когд а автор говори т: «П очнем ъ ж е, б р ати е , п овесть сию отъ ста- р аго Владим ера до ны неш него И горя»,— то это о зн ач ает не од и наков ое «вним ание поэта и к эпохе Владим ира, и к эпохе И горя», как считаю т и ссл ед о ватели , а п ер е н о с внимания с одного на д р у го е — со « стар ого » На «ны неш нее», с «Владим ира» на «И горя», с «замышлений» на «былины». «Почать повесть сию от ста р о го Владим ира д о ны н еш н его И горя» — значит пове­ сти речь об И горе, оставив « стар ого Владим ира» позад и , за п р е д е л о м повествования. Э то естествен но , ибо автора заним аю т не «дела давно м инувш их д ней , п р ед ан ья ста­ рины глубокой», а живые собы тия — «былины се го врем ени». Н о м ож ет быть глагол почнемъ со пр отивляется п е р е в о д у «обратим »? Ничуть. Почать — приступить, обратиться к чем у-либо. В заклю чение — н есколько со обр аж ени й о «стар ом Владим ире». М ож но се б е представить, каки е учены е дискусси и р азго р е л и сь бы , если бы нам не был и звестен смы сл таких, наприм ер, ф р а з: Ю рий на порог весну приволок; Д о Ю р ья бью т дурня, а п осле Ю р ья и р азум н о го ; Борис и Глеб сею т хлеб; П риш ел П рокоп, разры л сугр о б , по сн е гу ступ ает — д о р о гу ко п ает; На Николу зим а с гв о зд ем ходит; Н икола загвоздит, что Егорий зам о сти т и т. п. Н аверное, нем ало м огли бы мы наф антази р овать, не ведая то го , что п е р е д на­ ми — образы народного календаря. Д ум ается, что «стары й Владим ир» «Слова» не столь уж д алекая р од ня этим «Прокопам » и «Егориям » — так м огло назы ваться ста р о е вр ем я, эпоха стары х князей, сами эти князья в совокупности, войны «първыхъ врем енъ». Ю рий, Прокопий, Никола, Борис и Глеб, как мы зн аем ,— святы е. Н о к ли ку свя­ тых был причислен и Владимир I Святославич. При нем Русь приняла христианство (988 г.), достигла небы валого м огущ ества. Культ Владим ира был во общ е ш и р о ко р а с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2