Сибирские огни, 1978, № 10
158 ГЕННАДИИ КАРПУНИН некой директивной о б язател ьн ости : вспоминал ведь, как п ред п и сан о (как д иктую т правила), первых врем ен усобицы ... У переводчиков не вы зы вает сом нения, что «песнь», к о то р ую хотел тво р ить вещ ий Боян, и «песнь», кото рую пела л еб ед ь, настигнутая е го д есятью со колам и , од и наково посвящ ены «старом у Я рославу, храб ром у М стиславу, иж е за р е з а ' Р ед е д ю предъ гълкы касож ьскым и, красном у Ром анови Святъ славличю ». З ахо ч ет, м ол, вещ ий Боян ге сн ь творить выш еозначенным князьям , пустит д еся ть со коло в на ста д о л е б ед ей , какую настигнут — та первой и поет эту песнь. В переводах о б р ащ ает на себя вним ание н ескол ько странны й акц ент: «какую настигали — та первой песнь пела». Выходит, б уд то всякая насти гнутая л е б е д ь (и вто рая, и третья) пела первой, что — невнятно, если во общ е не бессм ы сл ен н о . М еж ду тем , если учесть, что д р е в н е р у сск о е преди значило «пр еж д е, раньш е», то н епредубеж денны й читатель ясно п очувствует мы сль, кото р ую стр ем и тся вы ра зить автор «Слова о полку И гореве»: Боян ведь вещий, е сл и ком у хотел п есн ь тв о рить, то... пускал д есять соколов на стад о л е б е д е й , к о то р ую настигали — та п р еж д е песнь пела стар ом у Я рославу, храбром у М стиславу, что за р е за л Р ед ед ю п р ед полка ми касож ским и, красном у Ром ану С вятославичу. К ом у бы ни творил песнь вещ ий Боян, какую бы тем у он ни затрагивал, песнь всегд а начиналась с «първыхъ вр ем енъ усо б и це»; и какую бы лебед ь ни настигали е го соколы , какой бы живой струны ни касали сь его вещ ие персты — лю бая л еб ед ь, лю бая стр ун а п р еж д е в се го (!) песнь пела и славу рокотала старым князьям . Д ля того, чтобы взять бар ьер, Боянову скакуну тр еб о в ал ся р а зб е г длиной б о л е е , чем в столетие. 7 Пушкин первым подм етил, что у автора «Слова» по отнош ению к Бояну «ирония пробивается сквозь пыш ную хвалу». Понять характер иронии п ом о гает со по став лен и е «Слова» с «П овестью о походе И горя С вятослави ча на половцев», входящ ей # состав И патьевской летописи. А втор «Повести» р ассм атр и вает пораж ение И го ря в б о р ьб е с половцам и как бож ью кару за грех, соверш енны й князем р ан ее ,— «м ного убийства, кро во пр олитье створих в зе м л е крестьянстей », «не п ощ ад ех хрестьян, но в з я х .н а щит го р о д Глебов у П ереяславля». Л ето пи сец восходит, как к началу, к р а сп р е м еж д у И го р е м С в я то славичем и Владим иром Глебовичем П ереяслав ским , ко то ры е го д н азад п оссор и л и сь и пограбили горо да д р у г у д р уга. В усо б и ц е об а князя были повинны одинаково, но, поскольку го родок Глебов леж ал недалеко от Киева, И горь оказал ся «виноватее» в глазах киевского летописца, которы й, описы вая неудачны й поход князя на полов цев, не преминул пом орализировать по это м у п оводу (см .: Б. А . Ры баков. « Слово о полку И гореве» и е го соврем енники. М ., «Н аука», 1971). Мы отню дь не нам ереваем ся отож д ествлять авто ра летописной повести с Бояном и приводим е го сочинение лишь в прим ер тен д енц и и, над которой иронизировал автор «Слова о полку И гореве». Л ето пи сец усм о тр ел начало злоклю чений И горя в собы тии годовой давности, скользнул, таким о б р азо м , «мы слию » то лько по одной ветке «древа»,— под пером авто ра*«С л ова» р ож д ается п о тр ясаю щ ей силы ги п ер б о л а: е го Боян в поисках начала р астекался «мыслию» по в сем у «древу», д о б и р ал ся д о са мых глубочайш их корней — «първыхъ врем енъ усо би ц е»! Читая «Слово», тр уд н о избавиться от чувства, что вы раж ение « стар ом у Я р ославу, храбром у М стиславу, иж е за р е за Р ед едю пред ъ пълкы К асож ьскы м и, к р асн о м у Р ом а нови Святъславличю » не есть иронически п ер ео см ы слен н ая ф о р м ул а «стары х сло- вес>> нам ек на то, что и сторические познания «вещих» песн отвор ц ев про сти рал ись не д алее чего-либо расхож е и звестн ого, наприм ер, л еген ды о ед и н о б о р ств е М стисла- ва в Р ед ед ею или взятия «на щит» го ро да Глебо ва; тр уд н о осво бод иться о т мы сли, что зд есь не указаны характеры , которы е все, о чем бы ни ш ла речь, св од ят к двум - тр ем вещ ам , гд е-то и когда-то с гр ехом пополам усвоенньмл,— словом , как ск азан о у бо лее п озд н его автора,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2