Сибирские огни, 1978, № 10
ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 157 Д ей стви тел ьн о , те к ст в е д е т к чтению : Н ачаться ж е этой песни по бы линам се го вр ем ен и , а н е по замы ш лению Бояна, ибо Боян вещий, если ком у хотел песнь творить, то р а сте к а л ся мы слью по д р ев у, серы м волком по зем ле, сизы м ор лом под облаками. со ю з: «так как, потом у что, ибо» и частица (усилительная): «же, ведь». В лю б ом зн ачен ии бо подчерки вает (усиливает и поясняет) суть предш ествую щ его вы ска зы вания. О с о б о сл е д у е т сказать о м естоим ении кому. Грамм атика обусловливает зд есь то л ько то е го значение, которы м зап р ещ ен о иметь в виду что-то оп р ед ел е н н о е: «кому- нибуд ь, ком у-ли бо, ком у уго д н о , ком у бы ни» — ком у бы ни хотел Боян вещий песнь тво р и ть (н ап р им ер , то м у ж е И го рю Святославичу!), он всегд а поступал одинаково, так, как тр е б о в а л стиль «стары х словес». Ч и таем п оэм у д ал ее : Помняшеть бо, рече, първыхъ времень усобице. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъ- славличю. Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, нъ своя вещиа лръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху. П о лагаю т, что зд е сь д ано со верш енно точное указание на врем я жизни Бояна и на со д е рж ан и е е го «песней». О тсю д а — «наиболее вероятный» п ерево д: «П ом нил он, говорят, преж них врем ен усобицы . Тогда напускал он д есять соколов на стаю ле б ед ей , и какую л е б е д ь настигали — та первой и пела песнь стар ом у Я р ос лаву, храб р о м у М стиславу, что зар езал Ред едю п еред полками касож ским и, п р екр ас ном у Ром ан у С вятослави чу» (Л. А. Д м итриев, Д . С . Лихачев, О . В. Творогов). « Х ар актер н о ,— ск азан о в комм ентарии к этом у м есту,— что в пам ятнике, проник н утом стр астны м призы вом к единению князей, говорится не о «ратях» «рервых вр е м ен», ноооб усоби цах, т. е. м еж дукняж еских распрях, раздиравш их Русь после см ерти Владим ир а (и м еется в виду Владимир I Святой, крести тель Руси.— Г. К.)». О д н а к о в начале поэмы на «м еж дукняж еские распри, раздиравш и е Русь», ничто не указы вает. Д а л е е в «Слове» встречается вы раж ение «Усобица князем ъ на поганыя п огы бе», к о то р о е оп р ед ел е н н о свидетельствует, что в понимании д р ев н е го автора « усобиц а» означала войну вообщ е, и которое, кстати, п ереводят: «Борьба князей с по ганы м и кончилась». К р о м е то го, возм ож но ли отнести к «м еж дукняж еским расп рям , раздиравш им Русь», би тву М стислава с касож ским князем Р едедею ? А в то р «Слова» в ед ет р азго во р только о принципах начала п ро изведения — на- чала как некото ро й идейной основы . Э то об стоятельство н еод но кратн о подчеркива е тся : « Н е лепо ли ны бяш етъ , братие, начяти», «Начати ж е ся тъй песни», «Боянъ бо ве щий, ащ е ком у хотяш е песнь творити», «Почнемъ же, братие, повесть сию ». И всякий р аз р ечь и дет о соотнош ени и «словес» и действительности, «былин» и «замыш ления». Р ассм атри вать тек ст поэмы как леж ащ ий вне линий этой зако ном ер но сти мы не им еем права. О со зн ан и е ж е этой законом ерности приводит к заклю чению , что ф р аза «П ом няш еть бо, р ече, първыхъ врем енъ усобице», как и все п о сл ед ую щ ее, характе р и зует не тем ати ку «песней» Бояна (он м ог петь ком у уго дн о), а литературны й стиль и худож ествен ны й м ето д это го сочинителя. Боян не потом у вспоминал «первых вр е м ен усобицы », что якобы помнил их, а потом у, что вспоминать «первы х врем ен усо б и цы», начиная песнь ком у-либо, было непрелож ным тр ебо ван ием ((старых словес». На это указы вает и грам м атика: глагол помняшеть буквально означает «поминал», частица бо, передавать которую переводчики не считаю т обязательны м ,— «ведь», м ож но приписать ей и усилительное значение «даж е»: Затевая песнь ком у-либо, Боян вещ ий р астекался мы слью по древу, серы м волком по зем ле, сизы м ор лом под об лакам и. Д аж е вспом инал, говорят, первых врем ен усобицы ! Мы приняли, что рече — «говорят, молвят, как говорят» (эти значения п одтверж д аю тся летописям и), о д н ако не исклю чено, что слово м огло со держ ать и оттенок
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2