Сибирские огни, 1978, № 10
156 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН А втор, стало быть, говорит: Н е хорош о ли нам было начинать тр уд н ы е повести о походе И горя старым и словесам и?-И ли по-ином у: Х о р ош о нам бы ло начинать тр у д ные повести о походе И горя старым и словесам и. Лепо (хор ош о ) и трудныхъ (тр удны е), как мы видим, находятся м еж ду собой в четком п рям ом со ответстви и: повести о похо д е И горя относятся к р азр я д у трудны х (слож ны х, нелегких, непросты х, затр уд н и тел ь ных, наитруднейш их), но, если начинать их стары м и словесам и (то есть р уко во д ствуясь господствующ им м и ро воззр ен ием ), то задача становится н ам ного п рощ е и л егче. 6 Л ичность Бояна привлекала и п ро до лж ает привлекать вним ание и ссл ед ователей . О дн и считаю т, что в «Слове» дано со ве рш е н н о то чн о е ук азан и е на врем я жизни Бояна и на со держ ани е е го «песней». Н апр им ер, акад ем и к Б. А . Ры баков пиш ет по этом у поводу: «Боян, как известно, воспевал р усски х князей от М стислава Тм утар акан- ско го и Ярослава М уд р о го д о О л е га и Ром ана С вято сл ави чей , в д и ап азон е 1015-—1079 гг. Быть м ож ет, одна из песен Бояна о ж ени тьб е н о р веж ско го короля Гар о льда П р е к р а с новолосого на дочери Я рослава сохранилась как бы лина о С о л о в ье Будим ировиче. С им енем Бояна связы ваю т летописны й н екр о л о г (1079 г.) то го сам о го « кр асн о го Р о м а на Святославича», о котором в «С лове» прям о сказан о , что Боян во сп евал е го . В о з мож но, что 1079 г.— хронологический п р ед ел тво р честв а Бояна». По мнению других, Боян — нари цательное имя во общ е всяко го сочи ни теля, о б р а зованное от глагола баяти — рассказы вать небы лицы , басни, вымы слы ; говорить п усто е, болтать; ворожить наговорам и, заклинаниям и. П рим ер упо тр ебл ени я о д н о к о р ен н о го слова из древней рукопи си : «О тъ истины слухъ отвратять и на баяния уклон ятся». При этом сл ед ует обратить внимание на калам бурны й хар актер сочетаний «по замьишле- ния Бояню» и «Боянъ бо вещий» («вещий» — наделенны й св ер хъ естеств ен н о й силой, волш ебный, сказочны й, легендарны й, м иф ический). В 1964 г. С . А . Вы соцкий сообщ ил 'о найденной на колонне С о ф и й ск о го со б о р а в Киеве надписи, д атируем ой X II веком : « А п ер е д ъ тими послухы купи зем лю княгини Бояню вьсю». О ткры тие вы звало ож ивленны е толки, и м н о ги е не уд ерж али сь от со б лазна отож дествить упом януто го Бояна с «вещ им » Бояном «С ло ва»; б о л ее остор ож ны е исследователи сош лись на том , что обнар уж ен ная надпись то л ько «сви детел ьствует о сущ ествовании в Киеве в X II в. человека с таким им енем ». Д ля наш ей «геом етрии» исто ри зм или н еи сто р и зм Бояна не им еет принципиального значения — если даж е и не было на Руси певца с таким им енем , то это во все не о зн а чает, что не сущ ествовало какого-то певца, ко то р о го им ел бы в виду авто р « С л о ва о полку И гореве». В лю бом случае, Боян — не сто лько личность, ско лько явление. Л оги ка, начальных ф р аз поэмы д ает право заклю чить, что Боян являет со б о й тот тип поэтов, которы е тво р ят «старыми словесы ». Э то заклю чени е очевидно, и сд ел али его ещ е первы е издатели. Кстати, они ж е вы сказали д о гад к у о п ри над леж но сти Боя- новых «песней» к п роизведениям вы сокого сти ля. «И з н екоторы х в п рим ер зд е сь приведенны х слов его ,— отм ечаю т они в ком м ентар ии ,— явствует, что Боян воспевал важные произш ествия и изъяснял свои мы сли возвыш енно». Приводивш аяся «цитата» из Бояна («Ни хы тру, ни го р а зд у , ни птицю го р а зд у суд а бож иа не минути») подтверж дает, что сочинениям это го авто р а бьш а п рисущ а о п р е д е ляющ ая черта стиля «стары х словес». В вы сказы ваниях са м о го творца «Слова» ничего похож его не встречается. «Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышленмю Боя ню, — говорит он и 'п р о д о лж ает: — Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подь облакы». Пушкин сом невался: «Не р еш у, уп р екает ли зд е сь Бояна или хвалит, но, во всяком случае, поэт приводит си е м есто в прим ер то го , каким о б р азо м слагали п есни в старину».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2