Сибирские огни, 1978, № 10

ПО МЫСЛЕНУ ДРЕВУ 155 А в то р текста Л авр ентьевской летописи (его обычно называю т « нед об рож ел атель­ ным» по отнош ению к И горю ) усм атривает п регр еш ен и е русских князей в горды не, о б уявш ей их п осле первого, победного, боя. «Братья наши ходили с Свято сл авом ве­ ликим кн язем и билися с ними (с половцами.— Г. К.) зр яче на П ереяславль,— заявляю т кн язья, а в зем лю их не см ели по них ити. А мы в зем ле их есмы и сам ех избили а ж ены их полонены и д ети у нас. А ныне пойдем по них за Д он и д о конця избьем их». Бог, как известно, го рд ы не противится. «А не ведущ е бож ья строения»,— м орали­ зи р у е т л ето п и сец и д ал ее м ногословно со круш ается по поводу пораж ения И горя. А в то р текста И патьевской летописи, ш аг за ш агом прослеж ивая путь И горя, в д ей ­ ствиях е го не находит ничего п редосуди тельного. По мнению это го летописца, пора­ ж ен и е князя — зако н о м ер н о е во зм езд и е за грех, соверш енны й им ранее. Вот покаянная молитва, влож енная летописцем в уста И горя: Помянух аз грехы своя пред господом богом моим, яко много убийства, крово- пролитье створих в земле крестьянстей, яко же бо аз не пощадех хрестьян, но взях на щит город Глебов у Переяславля. Тогда бо не мало зло подъяша безвиньнии хрестьэ- ны: отлучаеми отець от рождений (детей) своих, брат от брата, друг от друга своего, й жены от подружий (м уж ей) своих, и дщери от матерей своих, и подруга от подругы своея, и все смятено пленом и скорбью тогда бывшю. Живии мертвым завидять, а мертвии радовахуся, аки мученици святей огнем от жизни сея искушение приемши, старце поревахуться (ум ерщ влялись), уноты (юноши) же лютые и немилостивые раны подъяша, мужи же пресекаеми и рассекаеми бывають, жены же оскверняеми. И та вся створив аз, рече Игорь. Недостойно ми бяшеть жити, и се ныне вижю отместье от господа бога моего. Где ныне возлюбленный мой брат! где ныне брата моего сын! где чадо рождения моего! где бояре думающей, где мужи храборьствующеи, где ряд полъчный! где кони и оружья многоценьная! Не ото всего ли того обнажихся, и связня (пленником ) преда мя господь в рукы беззаконьным тем! Се возда ми господь по беззаконию моему и по злобе моей на мя, и снидоша днесь греси мои на главу мою. Истинен господь и прави суды его зело! Аз же убо не имам со живыми части; се бо ныне вижю другая, мучения веньца приемлюще, почто аз един повиньный не приях страсти за вся си! Но, владыко господи боже мой! не отрини мене до конца, но яко воля твоя, господи, тако и милость нам, рабом твоим. П е р е д нами яркий и —• надо отдать долж ное — талантливый о б р азец «старых сл о в ес» . • В эту полем ику вклю чился и тот автор, перу которого принадлеж ит «Слово о пол­ ку И го р еве» . В первы х ж е строках своей поэмы он заявил, что причины пораж ения сл е д у е т искать не в мнимой, а в реальной действительности. П ерево дчи ки потратили нем ало труда, перелагая предикативное со четан ие «не ле- по ли» на « уп о тр еб л яем о е ныне наречие»: коль м ило — конец X VI I I века, п ри ятно — П ервое печатное издание, не прилично ли — В. В. Капнист, В. А . Ж уковский, не бл аго ль — К. Д . Бальмонт, не пристало — С . В. Ш ервинский, не пристало ли — Л. А . Д м итриев, Д . С . Лихачев, О . В. Творогов, не л ад но ли — Г. Ш тр о м , И. Новиков, не п о д о б ает ли — В. И. Стеллецкий, не п ор а ли — Н. Н. Заболоцкий, не ум естн о ль — С . В. Ботвинник, не приспело ль — Н. И. Рыленков, н егож е — А . Степанов. В о зьм ем сам о е о б щ е е значение: лепо — хорош о.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2