Сибирские огни, 1978, № 10

152 ГЕННАДИЙ КАРПУНИН О бстоятельный, р асск аз о походе И горя на половцев сохранила и Л авр ен тьевская летопись. ’ Радзивилловская летопись, кром е текста, св язан н о го с п оходом , со д е рж и т нескол ь­ ко красочны х м иниатю р, на которы х и зображ ены захват половецких веж , бой на Каяле, пленение И горя, бегств о из плена и др. П о скол ьку н екоторы м р и сункам н е т'с о о тв е т­ ствия в летописном сообщ ении , м ож но заклю чить, что н еко гд а они иллю стрировали текст, бо лее полный и стройный. Подробны е сведения о походе И горя со д ерж ал и сь и в не д ош едш и х д о нас лето­ писных источниках, которым и пользовался В. Н. Татищ ев при р аб о те над «И сторией Российской». • С лово — ученом у: «Итак, в итоге р ассм о тр ени я источников о п оход е И горя в ап р ел е — м ае 1185 г.,— пиш ет Б. А . Рыбаков,— мы, кром е «Слова о полку И го реве» , м ож ем назвать ещ е пять (подчеркнуто нами.— Г. К.) летописны х источников р а зн о го достои нства...» Как видим, поход И горя на половцев вы звал ж ивейш ий и н те р ес у р усски х лето­ писцев и писателей. И не только у них. Вспом ним св и д етельств о авто ра «С ло ва»: «Ту Н емци и Венедици, ту Греци и М орава пою тъ славу Святъславлю^ каю ть князя И горя, иж е погрузи жиръ во д не Каллы, рекы П оловецкия, р у ск а го злата насы паш а». Если воспринимать эти слова не как поэти ческую ф и гур у, то сп и сок «повестей» о походе И горя долж ен пополниться и ли тер атур ой на и ностранны х язы ках. И з всего этого не надлеж ит ли сд ел ать вывод, что те м а И го р ева похода бы ла по­ пулярной в р усской ли тер атур е крнца X II — начала XIII вв.? И долж но ли нас удивлять, что один из авторов, об ращ аясь (или, м ож ет бы ть, во зв р ащ аясь вновь) к этой тем е, сказал: «Не лепо ли нам бы ло когда-то, братья, начинать стары м и сл о в есам и тр уд н ы е по­ вести о походе И гореве, И горя Святославича?» 4 В интервью ж урналу «Русская речь» (№ 5, 1976) акад ем и к Б. А . Ры баков сказал, оценивая летописны е м атериалы , отн о сящ и еся ко вто р ой половине X II века: «М ож но назвать около д есятка разны х летописцев в разны х го р о д ах : К иеве, Н о в го р о д е, во В ладим ире-Суздальском . Но почти все они — церковники, так как постоянн о приводят различны е церковны е праздники, р ели ги озны е восклицания, цитаты из свящ енны х книг. А втор «Слова» со верш енн о св о б о д ен от всей этой ц ер ко вн ой м иш уры ... У н его имя бога, христианские памятники упо тр ебл яю тся как о б сто ятел ьств а м еста». Ту ж е мысль встречаем у В. П. А д р и ан о во й -П ер етц : «А втор «Слова» уш ел от со вр ем ен н ой е м у л и тер атуры , в том числе и и сто ри че­ ской, когда он отбросил характер н ую для нее «ф и ло со ф ию истории», о тказался от религиозной дидактики, от мотивировки собы тий вм еш ательством св ер хъ естествен ны х сил. О н ж д ет помощ и Русской зе м л е не от п о тусто р о н н е го м ира, а от сильны х и м огу- щ ественны х князей и воинов — «храбры х русичей». Если мы теперь сравним « Слово о полку И го реве» с летописны м и «повестям и о походе И горя Святославича на половцев», то не о ткр о е тся ли нам со всей очевид- ностью смы сл противопоставления «стары х сл овес» и «былин се го врем ени»? С ущ ествую щ ая «геом етрия» «Слова» истолковы вает вы раж ение «старым и слове- сы» как «отраж ение живого восприятия автором , со вр ем ен н и ком описы ваемы х собы ­ тий, дистанции м еж ду его вр ем енем и недал еким прош лым ». « С тары е словесы », по мнению исследователей, это «стиль песен и слав вр ем ени Бояна». П ереводы : «древним слогом », «древним складом », «старым и словам и», «старым и (старинными) выраж ениями». Каким же, однако, конкретным со д ерж ан и ем п р ед л агается наполнить это .п о н я ти е ! Какой литературны й стиль мы долж ны считать «стары м » по отнош ению к «Слову о полку И гореве»? Казалось бы, ясно — «стиль п есен и слав вр ем ени Бояна». Н о како­ вы черты этого стиля? На сей счет мнения разны е.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2