Сибирские огни, 1978, № 10
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ В ТУНДРУ? 145 подбил, утр ам бовал — и к след ую щ ей . П е р еступ и л , перетащ ил эти два ведр а воды и снова вниз, и снова вверх, и не один раз, и не один час, и тщ ательно, чтобы после п р о хо да п о езд а снова не осел о , и снЬва, и опять, и опять... В таком тр у д е уж е нет ни д о б р о ты , ни душ и, одна устал ость и озлоб ление. Вым отавш ись, все становятся м елоч ными и раздраж ительны м и, появляю тся мы сли о том , что кто-то р аб о тае т м еньш е теб я, р уган ь, упреки в отлынивании, озлоб ленны е крики, ненавистны е оскорбления, «да п ош ел ты ... сам -то ско лько работа еш ь!» А конца все нет и нет, вот уж е ш есть часов, се м ь, восем ь, а бр игади р все впере ди в ПРП на визирку см отрит, все выстав ляю т и вы ставляю т дом краты , и к бригади р у н енависть, и м атом крою т его , но рабо та все и дет, и ручек ш палоподбоек никто не вы пускает. Д о девяти часов порой за д ерж ивали сь, что получалось по двенад цать часов в сутки, и уж е е л е на ногах стоиш ь, уж е сам за ш папоподбойку только и д ерж иш ься . Н о зато когда кончили и ты заб р о си л в кусты эти двадцать с лишним кил огр ам м ов, какая легко сть, какое сча сть е , и все довольны д р у г д р у го м и любят д р у г д р у га , и остр ят, см ею тся, и ед ут д о мой п осл е работы уд овлетво р енны е, ощ у щ ая д ово льств о и го р д ость за свой коллек тив, за п ро деланн ую тр уд н ую работу, и го товы д р у г для д р уга сд ел ать все, что уго д н о , в пом ощ ь, б е зв о зм е зд н о и со вер ш ен но и скренн е. Вот так я работал с ними, с путейцами, и р ад о стн о бы ло мне от то го , что, наконец, наш ел я то, что мне надо, р адо стн о мне бы ло видеть свою о сущ ествл енн ую , вопло щ енн ую м ечту об эн тузи азм е, тр уд е без халтуры , ко гд а р аботаеш ь на полной отдаче сил и те б е от это го хорош о. Ворочал с ними в се эти тяж ести , ш палоподбойку и ломы , надры вался, уставал, получал эту св ою о п р ед ел е н н ую долю удовлетворения и в то ж е врем я, работая каждый день до и зн ем ож ени я, когда втор ое дыхание при ходило уж е р а з двадцать и уходило опять и д ерж иш ься на одном усилии воли, вот то гд а во м не начинало ещ е, помимо всего п р о чего , склады ваться и правильное п ред став лени е о ф и зи ческом тр у д е и улетучи вались п осл ед ни е остатки дилетантского м нения о б этом виде работы . Утом ленны й си д ячим о б р азо м жизни, в вечной своей то ск е по ф и зи ческом у тр уд у, интеллигент всегд а с такой р адо стью отзы вается о «ра б о те с лопатой», так втайне завидует лю д ям , этой работой заним аю щ им ся, что по сто янн о, на каж дом ш агу недооценивает е е . С ч и тает ее , как и для се б я сам р го при см е н е д еятел ьн ости, отды хом от ум ствен ного тр уд а. О н а для н его проста и ж елан на. О н а вечная р адость и м ечта. П оэтом у, ко гд а ем у говорят, что ф и зи ческая работа тр у д н е е и тяж е л ее ум ственной, он только уд и вл яется и пож им ает плечами, а попро б уй те настаивать на этом , он вообщ е под ним ет вас на см ех. Вот так бы ло весной. А летом я уж е плыл на теп л о хо д е СТ-014 по О би из Н овоси- Ю Сибирские огни № 10 бирска д о Н иж невартовска, чтобы там сд е лать п ер е сад ку — и д альш е, нам ереваясь в общ ей слож ности проделать путь в 2700 килом етров, в тундру. Тундра — это всегда экзотика. Как дж унг ли субтропиков и голы е горы Тянь-Ш аня для нас, родивш ихся в ср ед н ей полосе, с ее привычными полями; сосновым и борам и вдоль рек, осиновыми рощ ам и, бер езо вы ми колками, это всегда нечто таинственное и зам анчивое. В тун др е, предполагаеш ь, д олж но быть все! необычно, все п о -др уго м у: и р астительность, и климат, и звери, и птицы. И из ш кольного курса геогр аф и и запом инается навсегда и потом всю жизнь не д ает покоя удивительная ф р аза о том , что птицам там не приходится в тр удах и заботах добы вать се б е пищ у, они набива ют се б е зобы м ош карой в считанны е мину ты, для чего им д остаточн о лишь пош ире раскры ть клюв и повернуть е го навстречу ветру... Тундра для м еня началась с С алехард а. Уж е за ш естьсот килом етров д о него в ниж нем течении О би почувствовалась какая-то перем ена. Плыву на «М етеоре». М еста пошли ещ е глуш е. Только что нас с тр уд о м обогнала какая-то утка... «М етеор» вош ел в извиЯистую М алую О б ь и плавно и не спеш а начал р езать ти хую, спокойную , розовую от вечернего солнца и с легким , плывущим поверху б е лым чертополоховым пухом воду. Н еобычны стали и б е р е га , низкие, чуть выше уровня воды , с полным отсутствием вы сокоствольны х д еревьев, и острова с за ливными лугам и, с сочной ярко-зеленой травой, с озер ам и и уткам и — на них. И ди кость м ест, и р асполож енность на больш ом расстоянии д р уг от д р уга д еревень, и вне запное, в самой глуш и, появление на б е р е гу ры бацких станов, и ш ирокоскулы е ры ба ки артелей, п роверяю щ ие сети на утлых обласках, и ры ба необы чная: сы рок, нель ма, м уксун,— и д еревн я М уж и, районный центр Ш ур ы ш карско го района Ям ало-Н е нец кого национального о кр уга, в которой живут зы ряне, или, как общ епринято, ко ми, и которая приятно удивила м еня,— как п озж е ненецкие чумы их неож иданным ую том , м ягкостью и неж ностью устланного оленьими ш курам и пола и отсутствием ды ма при всем их закопченном , с ды рой в сам ом верху, «потолке» и откры том огне на сам ой се р е д и н е чум а,— так ж е р ад о ст но удивила меня д еревн я М уж и. В отличие от всех преды дущ их больш их деревень, гд е об язательн о стр о ятся псевдо евр оп ей - ские, со зд аю щ и е на первый взгл яд впечат ление цивилизации, кам енны е дом а, одно типные, безли кие, м еж д у которыми кана вы, гр язь, хлам и м усо р , М уж и радо стн о удивила меня стойко вы держ анным на циональным духом , аккур атно стью и про дум анностью планировки изб, строгой р асполож енностью красивы х добротны х д е ревянны х домов, с бревенчаты м и, набран ными и плотно пригнанными д р у г к д р угу, бревныш ко к бревныш ку, д ор огам и и тр о - туарам и, и полным отсутствием кам енны х м ногоэтаж ны х д ом ов вообщ е, так что с н е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2